. «Пионерные» защитные стены - ЯСталкер

«Пионерные» защитные стены

«Пионерные» защитные стены

Чтобы иметь более полное представление о том, что происходило на площадке при подготовке возведения «Укрытия», необходимо рассказать хотя бы вкратце, какие вопросы решались строителями. Я воспользовалась ранее опубликованными материалами в книге «Чернобыль. События и люди», выпущенной в 2002 году в Сосновом Бору, к сожалению, небольшим тиражом (200 экз.). В этой книге приводятся очень интересные воспоминания строителей В. Т. Шеянова, П. Н. Сафронова, Р. Н. Канюка, В. В. Трушанова, В. Д. Можнова, А. М. Кондратьева, Е. П. Павкина, С. К. Зуева и многих других, выдержки из воспоминаний которых я привожу на страницах этой книги.

Из воспоминаний заслуженного строителя РФ, главного инженера УС-605 с 21 мая по 07 августа 1986 года Шеянова Виктора Тимофеевича: «Приказом Министра № 211 от 20 мая 1986 года было создано Управление строительства № 605, которому было поручено осуществлять работы по захоронению 4-го блока станции. Этим же приказом были назначены начальник строительства генерал Е. В. Рыгалов, главным инженером — В. Т. Шеянов и основные руководители служб управления. 21 мая группа специалистов Минсредмаша во главе с министром Е. П. Славским и заместителем министра по строительству А. Н. Усановым на самолете Министерства вылетела в Киев и с аэропорта, где нас встретил зав. сектором ЦК Украины П. В. Жданов, спецавтобусом мы выехали в Чернобыль. По прибытии в Чернобыль сразу же занялись оценкой сложившейся обстановки, состояния разрушенного блока и разработкой мероприятий по организации работ ликвидации аварии на ЧАЭС.

То, что мы увидели, обходя и объезжая станцию, куда нас пропускали наши же дозиметристы, а потом облетая ее на вертолете на высоте около 200 м, — превзошло всякие ожидания — настолько были велики разрушения. У разрушенного реактора царила зловещая тишина и от сильного, невидимого излучения появлялась боль в глазах. Становилось жутко при виде этого развалившегося монстра, которого срочно нужно было укрыть. А струившийся дым еще не потушенного пожара на реакторе напоминал действующий вулкан, который мог снова «ожить» и снова поднять клубы радиоактивного пепла и пыли.

«Пионерные» защитные стены

Но мы приехали для организации проведения работ по захоронению блока, и потому это впечатление страха и безысходности быстро подавилось деловым подходом к проблеме. Работы по захоронению блока предусматривалось проводить вахтовым методом. Из-за высокого уровня радиации продолжительность вахты не должна превышать двух месяцев.

Первую вахту возглавил начальник УС-605 Е. В. Рыгалов. Нашей первой вахтовой смене была поставлена задача по развертыванию в районе аварии подразделений и служб УС-605, созданию базы строительной индустрии, осуществлению строительства военных городков для размещения военных строителей и «резервистов», необходимо было в сжатые сроки смонтировать бетонный завод, способный покрыть огромные потребности в бетоне. Кроме того, нам предстояло провести подготовительные работы на площадке аварийного блока, и самое главное — создать «пионерные» оградительные бетонные стены вокруг разрушенного 4-го энергоблока, подавить радиоактивное излучение, создать плацдарм для наступления по строительству «Укрытия».

Для выполнения ответственного задания необходимо было создать трудовой коллектив, способный в сжатые сроки и в необычных трудных условиях выполнить огромный объем уникальных по сложности работ. Для этого требовалось: в экстренном порядке развернуть в районе аварии мощное строительно-монтажное предприятие, организовать вахтовое обеспечение специалистами, автотранспортом, механизмами, материальными ресурсами, изделиями, специальной техникой для работы в условиях высокого уровня проникающей радиации, и в первую очередь нужно было собрать команду грамотных, опытных и смелых специалистов, способных справиться с этой сложной работой.

И такая команда была создана! После отъезда министра со всей командой я с дозиметристом А. Ф. Лызловым остался для организации подготовки территории под размещение военного городка, выбора и подготовки здания для размещения всех служб создаваемого УС-605, размещения базы строительной индустрии. Ведь нам предстояло разместить на неподготовленной территории тысячи людей, сотни единиц тяжелой и строительной техники, автотранспорта, тысячи тонн оборудования и материалов, направляемых со всех концов страны для ликвидации катастрофы. И все это нужно было быстро организовать в сложной радиационной обстановке, которую мы в то время плохо себе представляли.

Работа по организации бетонно-строительной индустрии (БСИ) и переработке приходящих грузов усугублялась тем, что использовать существующую мощную строительную базу и подъездные ж/д пути было совершенно невозможно из-за сильного радиационного заражения (основной выброс радиоактивной пыли как раз произошел в сторону БСИ), и все попытки хоть как-то использовать эту базу не увенчались успехом. Нужно было создавать все заново!

Вначале июня мы уже сформировались как строительно-монтажная организация УС-605, успевшая зарекомендовать себя в глазах Правительственной комиссии и наших партнеров своей организованностью, дисциплиной, грамотным подходом к решению организационных, инженерных и хозяйственных проблем…

Мы понимали, что успех будущих работ по захоронению аварийного блока во многом зависит от бесперебойной поставки монолитного бетона, который не привезешь издалека. Поэтому было решено в экстренном порядке в самые сжатые сроки построить и смонтировать мощный завод, способный удовлетворить потребность в бетоне по объему и нужного качества, удовлетворяющего всем требованиям паспортных характеристик импортных бетононасосов при транспортировке смеси по трубопроводам на расстояние более 500 м. Выбор пал на отечественный бетонный завод непрерывного действия — СБ-109. Строительство шло упомрачительными темпами. От начала выбора площади и проектирования до пуска завода производительностью 120 м3/ч прошло полтора месяца! Это невиданные темпы. Следует отметить, что за такое же время были построены причал для приема барж со щебнем, склад инертных материалов, оборудованный необходимой техникой, автодорога от причала до бетонного завода протяженностью около семи километров.

На станции Тетерев была построена перегрузочная эстакада для разгрузки железнодорожных хопперов с цементом с одновременной загрузкой автоцементовозов самотеком. Это решение по перегрузке цемента было предложено и осуществлено коллективом Московского треста № 1 во главе с заместителем начальника В. М. Бедняковым. Это предложение было на уровне изобретения, позволившее за считаные минуты разгружать хоппер и загружать цементовозы без проблем. На этой же станции, расположенной в 120 километрах от ЧАЭС, была развернута основная база материально-технического снабжения УС-605 с использованием существующих железнодорожных путей с небольшой их реконструкцией и развитием.

Усилиями коллектива района № 7, сформированного на базе Обнинского управления строительства во главе с его руководителем Ю. А. Усом, бетонный завод 15 июля выдал свою первую продукцию, а к середине августа он вышел на производительность 5500 м3/сут. Это столько, сколько Северное управление строительства выдавало в месяц в добрые времена! Это была первая победа!

Приготовление бетона в больших объемах породило еще одну проблему — его вывоз в «грязную» зону. Отмывка автотранспорта и бетоновозов, выходящих из «грязной» зоны, занимала не менее 15-20 минут, а при таких объемах вывозки бетона и прохождения такого количества (до 1000 ед. в смену) никакие ПУСО не справились бы с работой.

У нас возникла идея решения этой проблемы — разделить потоки «грязных» и «чистых» бетоновозов. Для этого нужно было построить перегрузочное устройство, и чтобы пути их в процессе работы не пересекались. И эту задачу мы решили, запроектировав и построив перегрузочную эстакаду. Суть этого устройства заключалась в следующем: чистые бетоновозы и самосвалы заезжали на грунтовую эстакаду высотой 9,5 м от уровня земли и сваливали бетон в бункера с затворами, снизу эстакады заходили «грязные» бетоновозы и загружались из бункеров бетонной смесью. Проезд с нижней («грязной») зоны в верхнюю («чистую») был полностью исключен. Аналогичным способом, только с помощью кранов, выполняли на этом комплексе и перегрузку других грузов, большим потоком шедших на строительство «Укрытия».

Проектную документацию на перегрузочное устройство и весь комплекс этого узла выполняла рабочая проектная группа «Оргстройпроект». Строительство эстакады было поручено испытанному коллективу 4-го района, созданного из работников Северного управления строительства. Непосредственно руководил производством общестроительных работ начальник участка Т. К. Кузьмичев. Работы велись ускоренными темпами, причем выполнялись они с «горячего листа» параллельно с проектированием, что позволило значительно сокращать сроки строительства.

В процессе строительства самого перегрузочного устройства и тщательной проработки всех вопросов организации перегрузки бетона и других грузов возникла необходимость решения и всех бытовых условий работников перегрузочного узла и водителей. В результате был запроектирован и построен в течение одного месяца целый комплекс перегрузочного узла с необходимыми раздевалками, санпропускниками, медпунктом, туалетами, столовой и другими бытовыми условиями для нормального функционирования узла.

Ввод в эксплуатацию комплекса сразу снял проблемы по транспортировке бетона и других грузов в больших объемах в «грязную» зону».

«Задача скорейшей ликвидации последствий аварии решалась не любой ценой, а с применением целенаправленной системы проектных решений» (В. А. Курносов). Ввиду высокого фона радиации и сильного радиоактивного заражения территории и зданий вокруг 4-го энергоблока при проведении работ был принят метод концентрического наступления на аварийный энергоблок от его периферии к центру. Строительные районы надвигались на разрушенный энергоблок, оставляя за собой дезактивированные и покрытые полуметровым слоем бетона территории. Для обеспечения работы строителей и монтажников вблизи стен аварийного энергоблока (радиоактивный фон 200-400 р/ч) было решено возвести по периметру зданий 4-го энергоблока защитные «пионерные» стены, служащие экраном от проникающей радиации.

Из отчета Ю. Ф. Юрченко: «В соответствии с проектом «пионерные» стены представляли модульную пространственную конструкцию с размерами 2,3 × 2,3 × 6,9 м, из которых собирались блоки с опалубочными стенками высотой 6,9 и 4,6 м, вместе с платформой и трайлерами они имели высоту 8,4 и 5,7 м. Транспортировка модулей с базы «Сельхозтехники» осуществлялась на 20-тонных трейлерах тягачами КРАЗ. Для возведения «пионерной» стены по оси А была использована железная дорога № 31, проходящая вдоль трансформаторного пространства у южной стены машинного зала. Роботизированные комплексы ИМР-2Д очистили дорогу от радиоактивных обломков. Модули собирались в блоки на ж/д платформах в зоне между корпусом АБК и 1-м энергоблоком, где радиационная обстановка позволяла работать несколько часов. По мере сборки блоков на платформах они продвигались в сторону 4-го блока, а после сборки стенки во всю длину они были передвинуты в проектное положение, где и были забетонированы при помощи бетононасосов, размещенных на удалении 300-400 метров. В результате получилась защитная железобетонная стена высотой 8,6 м и толщиной до 7 м. Она обеспечивала зону «радиационной тени» шириной до 6 метров. Работы выполнялись с 15 июня по 15 июля 1986 года.

«Пионерные» защитные стены

«Пионерные» защитные стены

«Пионерные» защитные стены

«Пионерные» защитные стены

По такой же технологии, как и на оси А, возводилась «пионерная» стена по оси 68 (западный торец машзала). Отличие состояло в том, что по оси 68 не было готовой железнодорожной ветки и ее пришлось строить заново из готовых звеньев. Высокий уровень радиации (до 250 р/ч) исключал доступ людей в зону работ, поэтому пришлось рельсовый путь монтировать дистанционно с применением инженерных танков, а для скрепления рельсовых плетей были сконструированы специальные автоматические замки. Сборка блоков на платформах выполнялась в ХЖТО. По осям Ю и 51 в качестве платформ для установки опалубочных блоков «пионерной» стены были использованы автотрейлеры, которые, как ж/д платформы, были забетонированы. Прикрываясь от излучения «пионерными» стенами, строители УС-605 производили бетонирование при помощи бетононасосов пространств между «пионерными» стенами и стенами 4-го энергоблока. При этом в толще бетона были захоронены контейнеры с высокоактивными обломками (400-600 р/ч). Забетонированные междустенные пространства служили основанием для возведения конструкций «Укрытия» 4-го энергоблока ЧАЭС. Возведение всех «пионерных» стен и оснований было закончено в августе 1986 года. В стены и основания было уложено 86 400 м3 бетона».

«Пионерные» защитные стены

Из отчета А. А. Юрченко: «Работы в котловане по изготовлению теплообменника еще велись, а на столе Ю. И. Тамойкина, зам. начальника ПО «ЭСМ», появились чертежи биологических защитных стенок, которые должны были обеспечить безопасность работ при сооружении основных конструкций «Укрытия», а по дорогам вокруг Чернобыля разведывал маршрут движения большегрузного транспорта В. И. Лопаткин. Дело в том, что монтаж «Укрытия» намечался с помощью кранов особо большой грузоподъемности «Демаг» западногерманской фирмы «Маннесман». Поднимая большой груз, краны сами имели негабаритные размеры. Ведь даже для перевозки одного крана требовалось несколько ж/д платформ, а их еще надо было доставить на площадку ЧАЭС и быстро собрать.

«Пионерные» защитные стены

18 июля заканчивались работы по теплообменнику, а на поле перед «Сельхозтехникой» выросли ажурные конструкции элементов защитных стенок. Конструктора пришли к выводу, что надвижка защитных или, как их стали называть, — биологических стенок на базе автомобильных большегрузных платформ не совсем удобна. Более эффективным способом оказался предварительный монтаж секций на железнодорожные платформы и их последующая стыковка на рельсах за счет автосцепа. Но вот задача: рельсы не везде проложены. На радиационную разведку по трассе будущих стенок выехали дозиметристы В. И. Юхно, В. В. Шульга, М. И. Розумов. Были составлены подробные карты дозовых полей, определены наиболее опасные участки и выяснены причины высоких уровней излучения в некоторых местах. Тут же были разработаны рекомендации строителям по расчистке и заливке тяжелым бетоном наиболее опасных мест.

«Пионерные» защитные стены

При разведке трассы стены № 4 произошло следующее. Ввиду особо больших уровней излучения на подходе к завалу реактора, разведка производилась с помощью освинцованного бронетранспортера. Примерно в 50 метрах от стены реактора БТР засел в куче щебня и, как говорится, сел на обе оси. Тогда дозиметрист В. И. Юхно, оценив ситуацию, вылез из БТРа и, пробежав всю трассу, вернулся к зданию ХЖТО, нашел гусеничный тягач и с его помощью вытащил БТР. Через два часа на столе главного инженера Монтажного района уже лежала подробная карта дозовых полей. Вообще дозиметристам группы доставалось много того, чему в отделе дозиметрического контроля УС-605 удивлялись. В отделе было четкое разделение функциональных обязанностей: разведка отдельно, индивидуальный дозконтроль отдельно, радиационный контроль на закрепленных площадках отдельно и т. д. В Монтажном районе все было объединено. Дозиметристы района включались в общий наряд бригады и работали наравне со всеми, а ответственность у них была значительно большая, чем у членов бригады. Разведка требовалась ежедневно. Обстановка менялась каждые несколько часов. К примеру, по только что залитому бетону проедется ИМР, с гусениц летят застрявшие куски графита, а то и обломки твэлов, и всё. Стоят монтажные бригады, теряют драгоценные минуты, пока дозиметристы простыми лопатами чистят площадку. ИМР — машина хорошая, но для сбора мелких кусков непригодная, здесь нужны ювелирные действия. Строители же этого не учли. Крупные обломки сгребли и в завал выбросили, а остальную территорию залили толстым слоем бетона. В целом радиационная обстановка от этого значительно улучшилась. Примерно в 100 раз снизились уровни загрязненности, но в отдельных точках наблюдалась такая картина: идет дозиметрист по бетонной площадке, где уровень не более двух рентген в час, и вдруг пятно диаметром не более одного-двух метров, но «светит» за 50 р/ч и более. Все ясно! Под бетоном остался обломок твэла. Пятно огораживается, и начинается «охота» за бетоновозами. Иногда целый миксер приходится выливать на пятно, чтобы сравнять его с окружающим фоном. Как-то одному из дозиметристов пришло в голову пометить все пятна красной краской. После такой раскраски площадка надвижки четвертой стенки стала напоминать бутерброд с красной икрой в общепитовской столовой. Строители посмеялись над таким сравнением, но площадку доработали.

Начинался новый этап работы. Перед зданием АБК ЧАЭС была организована площадка сборки секций защитной стенки № 2. Эту работу поручили тресту «ЮПМ». Возглавил работу по монтажу стенок Б. С. Егоров. Не все сразу ладилось в этой работе. Все знают, что радиоактивное излучение ионизирует воздух, но на практике с этим сталкивались раньше в основном ученые и технологи, которые боролись со статэлектричеством. В условиях ЧАЭС ионизация воздуха стала мешающим фактором. Стыковку платформ с секциями стенки невозможно было сделать непрерывной. Между зданием машзала и площадкой сборки проходила ЛЭП. В обычных условиях она не препятствовала прохождению негабаритных грузов, а теперь мог произойти разряд на секции стенки. Кроме того, из-за большой длины секции уровни излучения на противоположных концах могли отличаться в несколько раз. Прорабам приходилось все время менять сварщиков местами, чтобы исключить переоблучение. Параллельно начались работы по сборке кранов «Демаг» на площадке возле бензозаправочной станции и подготовка к монтажу разделительной стенки в машзале между 3-м и 4-м блоками. Работы дозиметристам прибавилось значительно. Один дозиметрист умудрился следить сразу за несколькими бригадами. А тут еще и неприятности с санпропускниками начались. То горячей воды нет, то спецодежды на замену нет, то выданная в обмен спецодежда оказалась загрязненной сверх меры. Эти, казалось бы, мелкие неприятности иногда оборачивались крупными скандалами. Люди на сборке и монтаже уставали до предела и вполне справедливо требовали, чтобы и вспомогательные службы работали как положено».

«Пионерные» защитные стены

Из воспоминаний Л. Л. Бочарова — главного инженера третьей вахтовой смены: «Все строительство «Укрытия» разбивалось на районы. Третий район, например, занимался машзалом. Нужно было закрыть те проемы, которые были в кровле, затем закрыть окна, где изнутри сильно «фонило». Но чтоб это осуществить, перед зданием машзала сделали «пионерную» стенку из вагонов. На вагоны поставили металлическую опалубку с арматурой, затем по этому составу проложили бетоноводы. Так получилась «пионерная» стена, за которую можно было спрятаться и подобраться ближе к блоку. Кроме того, для снижения общего фона давили бетоном всю территорию блока.

«Пионерная» стена представляла собой опалубочную металлоконструкцию, собираемую из унифицированных монтажных блоков. Сборка совершалась в безопасном месте и с помощью трейлера или платформы производилась подвижка в проектное положение. После этого бетонировались сами блоки и пространство между «пионерной» стеной и зданием».

Из воспоминаний В. Т. Шеянова: «Следующей задачей нашей (первой) вахты было обеспечить возможность работы людей вблизи аварийного блока, где радиационный фон достигал до 500 р/ч. Для этого было решено возвести по периметру здания 4-го энергоблока «пионерные» защитные стены, служащие экраном от проникающей радиации, где можно было бы разместить строительную технику и работающих для возведения основных стен «Укрытия». Для строительства такой стены была использована железная дорога, проходящая вдоль трансформаторного пространства турбинного зала. Роботизированные комплексы очистили ж/д от радиоактивных обломков. Затем по ней надвинули состав из ж/д платформ, оборудованных монтажниками специальными армоблоками с бетоноводами, через которые должна поступать бетонная смесь в армоблок, постепенно превращая его в массивную бетонную стену высотой 2,6 м, толщиной 7 м. Естественно, сами армоблоки и бетоноводы собирались на площадке с относительно невысоким уровнем радиации.

Бетоноводы располагались в укрытии на расстоянии 500 м от крайнего армоблока. Предстояла задача в июльскую жару прокачать бетон на это расстояние. В нашей практике такого еще не было, мы рисковали. Первые попытки прокачки были неудачными. Мы «закозлили» два бетоновода из пяти. Появились сомнения в возможности прокачки. Но третья попытка увенчалась успехом благодаря четко организованной системе подачи бетона и прокачки смеси. Бетон пошел, первый блок был забетонирован, была достигнута очередная победа!

Полученная таким образом стена обеспечивала зону радиационной тени шириной 6 м, что позволило располагать в этой тени механизмы, транспорт и работающих. Подобный метод возведения «пионерной» стены был осуществлен и по оси 68 (стенка № 4), с той лишь разницей, что тут прокладывали предварительно рельсы под платформы с армоблоками. И здесь пришлось изобретать железнодорожные плети со специальными замками, позволяющие производить укладку плетей дистанционно, без посылки людей в высокие поля радиации.

Особую трудность мы испытывали при возведении стенки № 1, которая возводилась против основного завала разрушенного реактора вдоль оси Ю. Дело в том, что ее начали возводить до нашего приезда работники Минэнерго, но возводили ее долго, неграмотно и с низким качеством. Наш министр Е. П. Славский на заседании Правительственной комиссии, покритиковав минэнерговцев за медлительность возведения «пионерной» стенки, взял эту работу на себя, чем поверг нас в уныние, так как исправлять чужую работу, сделанную небрежно, значительно тяжелее, чем начинать ее с нуля. Но делать было нечего, с министром не спорят.

Мы принялись за решение этой задачи. В решении этой проблемы нас выручил импортный секционный транспортер, который был приобретен Минэнерго для строительства гидроэлектростанции. Установлен он таким образом: приемное устройство для бетона с будкой оператора находилось на расстоянии 120 м от места укладки бетона в проезде между блоками станции, где уровень радиации был невысок. Наши механизаторы быстро освоили эту прекрасную технику, начиненную электроникой и автоматикой, и бетон интенсивно пошел. Стена стала быстро, буквально на глазах, расти, к великой нашей радости. Была одержана еще одна победа!»

Из отчета Ю. Ф. Юрченко: «Биозащита крановщиков-операторов не решала всех задач. Если защищенный кран мог безопасно въехать в зону практически любого разумного уровня мощности экспозиционной дозы, то возникала проблема защиты строповщиков. Поэтому у строителей созрело решение из «относительно чистых» зон выдвинуть в опасные зоны специальные объемные полые крупногабаритные стены, в которые затем дистанционно с помощью бетононасосов залить бетон и тем самым образовать преграду излучению. Первый такой поезд-стена был собран и выдвинут с восточной стороны вдоль северной части реактора. Он представлял собой металлоконструкции, облицованные листовым металлом и установленные на автоплатформе. С южной и западной сторон были выдвинуты такого же типа стенки, собранные на железнодорожных платформах: с юга по штатной ж/д линии, а с запада — по специально уложенным, временным, которые потом разбирались. Выкладку рельсового пути производили биозащитными трубоукладчиками, также поставки НИКИМТа. Поезда собирались в зоне за зданием ХЖТО и у 1-го и 2-го блоков. Отличительным элементом такого технологического решения была предварительная прокладка по верху «поезда» бетоноводов стальных сварных несъемных труб различной длины, по которым от стационарных бетононасосов из относительно чистой зоны подавался бетон. Выкладка путей и вывозка «поездов» осуществлялась после того, как грунт был подвергнут механической дезактивации и на нем был уложен чистый слой бетона или щебня.

После заполнения бетоном «поезд» образовал мощную защитную стену, за которой уровень излучения падал многократно, и становилось возможным работать без защитных кабин и выполнять ремонт бетононасосов, кранов, строповку грузов и т. п.».

Таким образом, по периметру 4-го энергоблока выполнены «пионерные» защитные стены из железобетона высотой 6 метров — со стороны завала (север) и около 8 метров — с южной и западной сторон. И хотя общая радиационная обстановка за защитными стенами была сложной, только такое решение, когда сборка модулей осуществлялась в зонах с наименьшими уровнями радиационного излучения, а подача в зону установки на бетонируемых ж/д платформах по путям и автотрейлерах по дорогам, позволило выполнять эту работу с приемлемыми дозозатратами персонала.

Козлова Е.А. Схватка с неизвестностью

Просмотров: 2

0
0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru