В ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС принимала участие вся страна. Всеми работами в районе катастрофы руководили Правительственная комиссия СМ СССР и Оперативная группа Политбюро ЦК КПСС. Уже на 1-м заседании ОГ было обращено внимание Начальника ГО СССР генерала армии А.Т. Алтунина на отсутствие четкой программы по осуществлению комплекса мер в связи с катастрофой на ЧАЭС, поставлена задача на необходимость срочной разработки и реализации мероприятий по устранению ее последствий. Начальнику Генерального штаба маршалу Советского Союза С.Ф. Ахромееву было поручено обеспечить развертывание бригады химических войск в максимально сжатые сроки и выделить 10 тыс. армейских продовольственных пайков для эвакуированного населения (протокол №1 заседания ОГ от 29.4.86 г.).
Указания Правительственной комиссии и ОГ в ВС (как и в других министерствах и ведомствах) выполнялись четко, качественно и в установленные сроки. Так, на 2-м заседании ОГ Начальник ГШ доложил о выдаче населению армейских продовольственных пайков, о предстоящем 2 мая 1986 года формировании бригады химических войск в составе 2 тыс. военнослужащих и 650 единиц техники, которая 4 мая приступает к работам на ЧАЭС (протокол №2 заседания ОГ от 30.4.86 г.).
Значительная, наиболее опасная и трудоемкая часть задач была возложена на Вооруженные Силы. Уже к августу 1986 года экологическая ситуация привела к необходимости Министерству обороны создать Чернобыльскую группировку войск численностью около 40 тыс. человек и поддерживать ее в течение последующих двух лет на уровне 20 тыс. человек. В дальнейшем количество военнослужащих, в районе ликвидации последствий катастрофы постепенно уменьшалось, вплоть до завершения крупномасштабных работ в 1990 году, когда с Вооруженных Сил по постановлению Совета Министров были сняты поставленные задачи. В целом они сводились к следующему: оценка масштабов катастрофы методом ведения радиационной разведки на обширной территории страны; участие в осуществлении мер по защите населения ряда районов Украины и Белоруссии; проведение дезактивации зараженной территории, в том числе непосредственно на АЭС; предотвращение роста масштабов катастрофы, обеспечение локализации и захоронения аварийного блока.
Перечень задач окончательно сложился к концу мая 1986 года, когда войскам Чернобыльской группировки ставились комплексные задачи непосредственно Правительственной комиссией. Войскам поручались дезактивационные работы в масштабе всего района катастрофы! Военные оказывали помощь местным органам власти продовольствием и другими материальными средствами. Возложенные задачи войска решали, взаимодействуя с органами Минэнерго, Минсредмаша, Минздрава, Госкомгидромета, Академии Наук СССР и других министерств и ведомств.
В первые часы катастрофы к ликвидации ее последствий были привлечены только ведомственные формирования Минэнерго и Минсредмаша СССР, силы Гражданской обороны, которые были заранее подготовлены к этой работе. Однако начало работ показало, что наличных сил и средств недостаточно. Срочность проведения работ диктовала необходимость привлечения специальных подразделений Министерства обороны и Гражданской обороны, поэтому решением Министра обороны уже к 27 апреля 1986 года военно-транспортными самолетами была переброшена оперативная группа мобильного отряда ликвидации последствий радиационных аварий (27? человека, 65 ед. техники) химических войск, отдельный механизированный полк и батальон спецзащиты ГО, а также медицинские части для оказания помощи населению. Кроме того, для обеспечения работы войск и гражданских формирований в район катастрофы к 30 апреля прибыла тыловая база КВО. К исходу 1 мая было подвезено имущество двух полевых госпиталей, 1630 специальных и 1400 армейских палаток, 2000 комплектов постельных принадлежностей, 1500 комплектов обмундирования, 25000 защитных костюмов, 25000 доз радиационных препаратов и 25000 респираторов.
К исходу 2 мая к ликвидации последствий катастрофы было привлечено 20 частей и отдельных подразделений, задействовано свыше 6 тыс. человек и 1400 единиц различной техники. Развертывались соединения и части, не имевшие по своей организационной структуре, назначению и техническому оснащению аналогов в прошлом. С целью координации действий различных родов войск ВС в районе ЧАЭС была создана Оперативная группа МО под руководством Главнокомандующего войсками Юго-Западного направления генерала армии И.А. Герасимова (протокол № 4 заседания ОГ от 3.05.86 г.). К исходу 9 мая дополнительно были сформированы и развернуты 2 бригады и 7 полков химической защиты, а к 17 мая 2 инженерно-дорожных полка для возведения водоохранных сооружений с целью предотвращения распространения радиоактивных веществ. Для создания Чернобыльской группировки войск были задействованы мобресурсы западных военных округов, а также Московского, Северо-Кавказского, Средне- Азиатского, Приволжско-Уральского и Сибирских военных округов.
По мере развертывания работ продолжалось наращивание сил. К середине мая группировка войск насчитывала около 30 тыс. человек, а к 25 августа в ее состав входило более ПО соединений, частей и учреждений численностью свыше 40 тыс. человек, включая 32 тыс. человек, призванных из запаса, и 10 тыс. единиц техники. Из народного хозяйства было поставлено до 4 тыс. единиц техники. За весь период участия Вооруженных Сил в ликвидации последствий катастрофы через Чернобыль прошло более 600 тысяч военнослужащих.
Основу сил и средств, решающих наиболее сложные и объемные задачи, составляли химические и инженерные войска, формирования ГО, а также медицинские батальоны и части мотострелковых дивизий. Мероприятия по формированию войск проводились Генеральным штабом ВС.
Характер принимаемых мер на государственном уровне и уникальность задач потребовали особой организационной структуры управления войсками и силами. Потребовалось создание оперативных групп управления в Генеральном штабе, Главном штабе ВВС, управлениях начальников химических и инженерных войск, Гражданской обороне,в некоторых главных и центральных управлениях Минобороны. В районе катастрофы был развернут рабочий орган Министерства обороны — Оперативная группа МО, возглавляемая руководящим составом, наделенным широкими полномочиями.
Для разработки научно обоснованных принципов, тактики действий войск, а также методов выработки научно-практических рекомендаций, ведения прикладных и поисковых исследований был создан научный центр Министерства обороны.
Из двенадцати сформированных на различных уровнях оперативных групп девять групп и один научный центр функционировали непосредственно в районе катастрофы.
Система управления войсками в оперативном и тактическом звеньях при решении крупномасштабных задач во всем районе АЭС основывалась на централизованном принципе управления. При решении частных задач, на относительно обособленной территории (секторах и зонах), допускалось децентрализованное управление. Созданная структура органов управления в целом обеспечила руководство выполнением Вооруженными Силами задач, а также рациональное использование выделенных для этих целей сил и средств.
Основные усилия Оперативной группы Министерства обороны были направлены на:
— обобщение и анализ обстановки, доведение ее в Генштаб и в войска;
— наращивание усилий путем привлечения дополнительного контингента войск (после уточнения задач, вызванных увеличением объема работ);
— определение способов решения внезапно возникающих дополнительных задач;
— организацию взаимодействия войсковых сил с формированиями других министерств и ведомств;
— проведение оперативного и перспективного планирования работ;
— организацию всестороннего обеспечения, включая обеспечение местного населения продовольствием и водой.
В целях упорядочения системы управления войсками, повышения их ответственности вся подконтрольная территория, подвергшаяся радиоактивному заражению, разбивалась на три сектора с выделением так называемой особой зоны, включающей собственно территории АЭС со всеми сооружениями, ст. Янов и г. Припять.
Работы на ЧАЭС, выполняемые Вооруженными силами, были направлены на достижение главной цели — уменьшение последствий катастрофы на население, оказавшееся в районе радиоактивного заражения; содействие скорейшему возвращению к нормальной жизнедеятельности населенных пунктов и объектов народного хозяйства.
В исключительно сложных условиях войска совместно с персоналом АЭС и представителями научно-исследовательских, конструкторских, спасательных, строительных и других организаций, более 40 министерств и ведомств выполняли наиболее ответственные и сложные задачи по выявлению и оценке масштабов последствий. Они проводили локализацию очага катастрофы, участвовали в строительстве укрытия разрушенного реактора, проводили дезактивацию территории АЭС, прилегающих районов и населенных пунктов.
Выявление и оценка масштабов катастрофы осуществлялись методом определения уровня радиоактивного заражения и его динамики. Работа велась при продолжающихся выбросах разрушенного реактора непосредственно на АЭС и прилегающих к ней районах (в пределах 60-км зоны), за ее пределами на “пятнах”,.всего на площади более 10 тыс.кв.км. Разведка велась силами и средствами химических войск с привлечением инженерных войск, ВВС и сил Гражданской обороны. В 1986-1987 гг. ежедневно на эти работы выделялось от 80 до 180 химических разведывательных дозоров на бронетранспортерах с защитой, обеспечивающей ослабление радиационного воздействия в три-четыре раза, а в отдельных зонах — на автомобилях. Для получения оперативной информации ежедневно задействовались 2-3 вертолета радиационной разведки. Непосредственно у 4-го ЭБ уровень заражения определялся с помощью приборов замера, устанавливаемых на инженерных машинах разграждения — ИМР-2, оборудованных системой защиты с кратностью ослабления до 40 раз, ИМР-2В “сотник” — до 80-120 раз, ИМР-2Е “двухсотник” до 250 раз, ИМР-2Д “тысячник” — до 2000 раз. Для радиационной разведки с чрезвычайно опасными уровнями радиации использовались и роботизированные средства отечественного и зарубежного производства.
Для радиационной разведки на обширной территории европейской части СССР была развернута сеть наблюдений и лабораторного контроля ГО, включавших около 20 тыс. дозиметрических постов. Кроме того, с помощью вертолетов производились замеры уровней радиации и брались замеры проб непосредственно над реактором, а также в радиоактивных облаках. Изменение интенсивности выбросов и постоянно меняющееся направление ветра усложняли оценку степени радиоактивности окружающей среды.
Очень важным для диагностики процессов внутри реактора было проведение внутренних замеров путем внедрения приборов в элементы конструкции взорвавшегося блока. Они проводились с участием инженерных войск с использованием взрывов направленного действия для проделывания проходов, непосредственной расчистки завалов и других методов.
Для оперативной оценки обстановки на обширной территории использовалась самолетная бортовая аппаратура радиационного контроля, работающая на принципах фиксации флюоресцензации воздуха. Более детальная оценка загрязнения окружающей среды, почвы и растительности производилась методом лабораторного анализа проб с определением структуры радионуклидного состава и дисперсии частиц. Значительная доля таких работ была выполнена на Семипалатинском полигоне.
По мере стабилизации обстановки радиационная разведка все больше велась с акцентом на проведение исследований количественно-качественного изотопного состава загрязнений с целью определения тактики, принципов, приемов и методов действий в борьбе с последствиями катастрофы.
Разведка организовывалась комплексно, с привлечением не только химических войск, но и медицинской, и ветеринарной служб, и инженерных войск.
Медицинское наблюдение проводилось частями и учреждениями медицинской службы и велось в целях выявления случаев радиационного поражения населения, инфекционных заболеваний, оценки состояния водоснабжения и эпидемиологической обстановки. С этой целью к 4.05.86 г. было мобилизовано 2 тыс. военнослужащих- медиков, сформировано 5 медицинских батальонов, определены пункты их размещения в районах проживания эвакуированного населения (протокол заседания ОГ № 5 от 4.05.86 г., сообщение начальника Центрального военно-медицинского управления МО генерал-полковника Ф.И. Комарова). В ходе ликвидации последствий катастрофы медицинское обследование проводилось в рамках санитарного надзора за обеспечением радиационной безопасности населения и личного состава, а также санитарно-гигиенического контроля за размещением войск, питанием, водоснабжением и условиями выполнения работ по дезактивации территории АЭС.
Работы по локализации очага катастрофы и захоронения разрушенного реактора с помощью войск начались в соответствии с решением Правительственной комиссии, принятым 26 апреля, о создании над “кратером” защитного слоя из песка, доломита, бора, свинца. Для этого использовались вертолетные подразделения. Несмотря на сложность и большую опасность этой работы, за 8 дней с вертолетов было сброшено в развал аварийного блока около 5 тыс.тонн поглощающих материалов. При этом было выполнено более 1800 вертолето-вылетов.
Одновременно войска обеспечивали фронт работ по локализации очага, проводимой специалистами других министерств и ведомств. В результате проведения дезактивационных работ непосредственно у реактора, расчистки завалов, нагромождений, засыпки землей и щебнем проходов и подъездов удалось снизить уровни радиации в 10-100 раз. Это позволило подойти к взорвавшемуся реактору и расширить фронт работ по дезактивации внутренних помещений, несмотря на продолжающиеся выбросы.
В начальный период локализации очага штатная войсковая техника не имела надежной биологической защиты, отсутствовали роботизированные средства, а также приборы поиска локальных источников радиации и средства транспортировки радиоактивных выбросов.
С целью повышения эффективности аварийно-восстановительных работ были сформированы временные специальные подразделения и сводные отряды инженерных и других войск, оснащенные инженерными машинами разграждения с высокой степенью защиты. На предприятиях промышленности были также срочно изготовлены радиоуправляемые и роботизированные средства для выполнения специальных видов работ. Для действия в наиболее опасных зонах очага катастрофы с централизованным использованием высокозащищенной техники было сформировано отдельное инженерное подразделение.
Дезактивация сооружений АЭС и территории вокруг нее явилась наиболее трудоемкой и долгосрочной задачей, выполнение которой было возложено на части химических, инженерных войск и ГО.
Самым сложным оказался первый этап дезактивационных работ (с 30 апреля 1986 года) в условиях высоких уровней радиации, вызванных наличием выброшенных из аварийного реактора обломков тепловыделяющих элементов, графита, а также интенсивного выхода радиоактивности в атмосферу.
Обработка объектов станции требовала применения специальных способов и растворов. Недостаточная эффективность штатных технических средств привела к большему привлечению личного состава. Даже на кровле 3-го энергоблока пришлось применять ручной труд, ограничивая пребывание личного состава в опасной зоне несколькими минутами. Попытки использования для этих целей роботизированных средств к успеху не привели. Научно обоснованных рекомендаций по массовой обработке зданий и других сооружений в то время было явно недостаточно. Однако изучение полученного опыта позволило специалистам Научного центра МО предложить ряд оригинальных способов дезактивации оборудования, бетонных стен, что позволило повысить эффективность работ. Вместе с тем снижение уровня радиации в помещениях АЭС до безопасных значений происходило после многократной обработки поверхности (порядка 3-4 раз).
Министерством обороны и специалистами промышленности были приняты решительные меры по подготовке кадров, освоению наиболее эффективных способов дезактивации. Это позволило выйти на системный плановый режим выполнения работ, что дало возможность только за 5 месяцев после катастрофы провести дезактивационные работы на общей площади более 26100 тыс.кв.м. Всего на Чернобыльской АЭС только за первые полтора года войсками было обработано и сдано по актам более 1600 помещений, продезактивировано более 4,2 млн.кв. метров территории станции, 83,5 тыс.кв. метров кровли, вывезено более 418 тыс. куб. метров зараженного грунта, мусора и оборудования. В результате форсированных темпов удалось принципиально изменить радиационную обстановку вокруг АЭС и начать дезактивацию внутри помещений, что позволило ввести на АЭС эксплуатационно-технический персонал.
Значительный объем работ выполнили войска по дезактивации населенных пунктов, где оставалось проживать население. В условиях сравнительно (по отношению территории АЭС) низких уровней заражения примененные методы дезактивации населенных пунктов оказались недостаточно эффективными. Пористый состав строительных материалов способствовал интенсивному проникновению в них радионуклидных частиц и их длительному сохранению. Это привело к тому, что из 564 населенных пунктов, включенных в план дезактивации на 1988 год, в 232 потребовалось проведение повторной обработки. Эффективность дезактивационных работ в значительной мере была снижена повторным заражением населенных пунктов вследствие переноса загрязнений ветрами в ходе сельскохозяйственных работ и транспортными средствами. Это приводило к потребности привлечения дополнительных сил и средств, к повышенному расходу химических рецептур и материалов, которые потребовались при массовой замене крыш и ветхих элементов строений и заборов.
Возведение водоохранных сооружений представляло собой крупную по значимости государственную задачу, поскольку сезонные паводки создавали угрозу поступления радиоактивных веществ в р. Припять и р. Днепр и переноса их к водным ресурсам густонаселенных промышленных районов Украины.
В первые часы локализации в поврежденный реактор с высоким уровнем радиации было подано около 4 тыс. тонн воды, которая затем начала угрожать затоплением соседних зданий, где размещались 1 и 2 реакторы. Поэтому с первых же дней ликвидации одной из первоочередных задач явилось сооружение защитных валов вокруг АЭС.
На первом этапе водоохранные мероприятия преследовали цель снизить перенос радиоактивных частиц в реку канализационными и дождевыми стоками. Поэтому силами инженерных войск совместно со строительными организациями и речниками осуществлялись отсыпка камненабросных донных запруд и формирование адсорбирующей (фильтрующей) завесы в водном потоке.
На втором этапе были выполнены работы по возведению земляных защитных дамб по берегам рек. Для этого силами инженерных войск и Киевского облводхоза была спроектирована и оборудована система сооружений защиты поверхностных и подземных в од от заражения. В период с июня 1986 года по март 1987 года было возведено и уложено более 630 тыс. куб. метров горной породы. К решению этой задачи привлекалось более 3 тыс. человек, около 800 единиц дорожностроительных машин и автомобилей. Для проведения несвойственных для инженерных войск мелиоративных работ потребовалась специальная народнохозяйственная техника, на базе которой были сформированы специальные части.
Эффективность проведенных работ проявилась сразу же: благодаря защитным дамбам и адсорбирующим завесам радиоактивность воды в реках и каналах снизилась в 3-5 раз. Что касается эффективности последующих работ (возведение фильтрующих траншей и оборудование дренажных скважин), то она проявилась к июню 1987 года.
Строительство дорог, мостов и оборудование переправ в летнее и зимнее время были вызваны необходимостью проведения широкомасштабного фронта работ. Всего силами инженерных войск было построено дорог: с твердым покрытием — 50 км, улучшенных грунтовых — более 500 км; отремонтировано свыше 110 км дорог; построено, наведено и установлено: свыше 500 м мостов.
Основным требованием к организации работ было ограничение времени пребывания людей и техники в зоне заражения. Исходя из этого принципа, а также руководствуясь потребностью ускоренного решения задач, все работы велись круглосуточно в 3-4 смены. На участках с высокими уровнями радиации продолжительность смены определялась допустимыми сроками пребывания на зараженной местности в индивидуальных средствах защиты. Например, при строительстве дороги Копачи-АЭС продолжительность смены составляла 2-3 часа, что потребовало иметь несколько экипажей механиков-водителей на одну единицу техники и два комплекта специальной техники и автотранспорта. Количество смен определялось радиационной обстановкой.
Обеспечение радиационной безопасности войск и населения по значимости являлось главной задачей, так как при этом преследовалась цель свести к минимуму возможность облучения людей. Ее выполнение сопровождалось большим объемом непрерывно выполняемых мероприятий. В комплекс работ входило зонирование территории по данным радиационной разведки, дозиметрический контроль и выбор способов защиты, медицинской профилактики и санитарно- гигиенической обработки. Эти работы осуществлялись в соответствии с требованиями приказов Министра обороны и разработанных на их основе методических рекомендаций войскам с учетом особенностей обстановки.
Практически радиационная безопасность войск осуществлялась следующим образом. В частях по заключению медицинской комиссии и результатам зачетов, оформленных актом, издавались приказы о допуске личного состава к работам в опасных зонах. Учет доз облучения был налажен с таким расчетом, чтобы иметь исчерпывающие данные о трудоспособности военнослужащих и сроках их замены. Местные органы власти информировались о суточных дозах облучения населения, проживающего в местах, сопредельных с расположением войск.
Важнейшим направлением работ по обеспечению радиационной безопасности было принятие мер по регламентации облучения личного состава. Первоначально внешнее гамма-облучение ограничивалось значением, равным пяти предельно допустимым годовым дозам для условий мирного времени, что составляло 25 бэр. Впоследствии, были установлены более дифференцированные нормативы внешнего облучения — 5 бэр для всех категорий военнослужащих.
С целью организации радиометрического контроля больших масс населения и военнослужащих, оказавшихся на зараженной местности в первые сутки после катастрофы, было задействовано 11 головных санэпидстанций (СЭС) и 3 профильных центра индикации. Впоследствии, для выполнения этих работ были привлечены почти все СЭС и объектовые лаборатории, расположенные на территории Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик и в европейских областях России, а также на территории пяти военных округов.
Санитарная обработка населения, находившегося на зараженной территории, осуществлялась на специально подготовленных пунктах, развернутых на базе Минбыта (бани, душевые). Санитарная обработка военнослужащих осуществлялась после выхода личного состава из зараженных районов на полевых и стационарных пунктах. В результате принятых мер по обеспечению радиационной безопасности количество облученных и степень их облучения были существенно снижены.
Основные усилия ВВС были сосредоточены на решении задач по ведению радиационной и общей разведки, локализации очага катастрофы дезактивации местности, обеспечению выполнения научных и исследовательских работ, транспортировке личного состава и грузов. Всего авиацией выполнено свыше 28 тыс. самолето- и вертолето-вылетов, в том числе: на радиационную разведку — более 4300, дезактивацию местности — более 6400 (вылито более 55200 тонн дезактивирующей жидкости, обработано более 3800 га территории и 31 км дорог), транспортные перевозки — более 13000 (перевезено свыше 42 тыс. человек и около 7500 тонн грузов). Наибольшая нагрузка на авиацию выпала в первые пять месяцев после катастрофы, когда было произведено свыше 17 тыс. самолето- и вертолето-вылетов. Высокое летное мастерство, мужество и героизм военные авиаторы проявили при сбросе грузов в кратер реактора.
Материально-техническое и тыловое обеспечение осуществлял штаб тыла Вооруженных Сил, центральное управление Минобороны, управления тыла Киевского, Белорусского и Прикарпатского военных округов.
Неопределенность обстановки и изменения в потребностях войск, обусловленные оперативностью решения новых задач и отсутствием обоснованных норм расхода некоторых видов материальных средств, приводили к необходимости срочной поставки самых разнообразных и нетрадиционных видов материальных ресурсов. Для того чтобы исключить нехватку материалов, их поставка осуществлялась с большим превышением норм расходов, что привело, с одной стороны, к затовариванию одними видами средств, а с другой стороны, острому дефициту других вследствие частых изменений в тактике проведения отдельных работ.
Особую остроту имела организация питания, контроль зараженности продовольствия и сохранение радиационной безопасности при приеме пищи. Работа вещевой службы осложнялась массовой заменой зараженного обмундирования и обуви, потребностью их захоронения, повседневной санитарной обработкой личного состава и организацией банно-прачечного его обслуживания, необходимостью ежедневной дезактивации белья. Механизированные прачечные для выполнения таких работ приспособлены не были.
О масштабах работ по тыловому обеспечению свидетельствуют следующие данные: было оборудовано 140 пунктов питания; развернуто около 80 полевых бань; произведено до 400 тыс. помывок личного состава в течение месяца. За первые два с половиной года ликвидации последствий катастрофы войскам было подано 166 тыс.тонн горючего, около 210 тыс. комплектов общевойсковых защитных костюмов, 115 тыс. пар обуви, 150 тыс. комплектов рабочих костюмов, 330 тонн медицинского имущества. Было проведено около 7 млн. гигиенических помывок, выстирано более 7 тыс тонн белья.
В условиях радиоактивного заражения значительной площади с высокой плотностью населения и привлечения к ликвидации 20-40-ка тысячной группировки войск, части и соединения которой дислоцировались в зараженных районах, нехватка сил и средств Минздрава СССР и ГО СССР компенсировалась дополнительно сформированными и развернутыми силами военно-медицинской службы трех военных округов — Киевского, Белорусского и Прикарпатского: 5 отдельных медицинских батальонов и 4 санэпидотрядов. Организационные задачи использования военно-медицинских учреждений решались руководством Центрального военно-медицинского управления Министерства обороны совместно со специалистами Минздрава СССР.
Военно-медицинской службой решались две основные задачи:
— во-первых, оказать органам здравоохранения практическую и методическую помощь в обследовании и лечении населения, подвергшегося воздействию ионизирующих излучений;
— во-вторых, провести мероприятия по предупреждению переоблучения военнослужащих, привлекаемых к ликвидации последствий катастрофы, с обеспечением проведения санитарно-эпидемической обработки как в районах действия войск, так и в районах проживания населения.
Для координации работ по выполнению задач 3 мая 1986 года была создана и направлена в район ЧАЭС оперативная группа Центрального военно-медицинского управления МО. В течение суток силы и средства, предназначенные для выполнения этих задач (5 отдельных медицинских батальонов, 4 санитарно-эпидемиологических отряда, 20 медицинских пунктов, а также около 300 человек медицинского персонала из Военно-медицинской академии и центральных госпиталей с необходимыми комплектами имущества), были сформированы и прибыли в район Чернобыля.
Учитывая рассредоточенность эвакуированного населения и необходимость выполнения большого объема работ в сжатые сроки, из состава развернутых медицинских учреждений было сформировано более 30 медицинских бригад по проведению медицинских осмотров населения, гематологических и радиометрических исследований.
Для оказания помощи в обследовании и лечении облученных из числа гражданских лиц 30 апреля 1986 г. в 6-ю городскую клиническую больницу г. Москвы была направлена группа специалистов из военно-лечебных учреждений.
К 11 мая 1986 г. работы по массовому обследованию эвакуируемого населения практически завершились. Всего было обследовано амбулаторно 78 тыс. человек местного населения. Выполнено 36 тыс. гематологических и 70 радиометрических исследований. Стационарно обследовано 454 чел. (98 чел. в клинике ВМА им. С.М. Кирова и 356 чел. в медицинских батальонах).
Кроме того, после полного медицинского обследования было эвакуировано из зоны катастрофы и размещено в пионерских лагерях, в санаториях Минобороны, расположенных на Южном берегу Крыма и в Подмосковье, более 6,5 тыс. детей военнослужащих, рабочих и служащих СА и ВМФ.
Для предупреждения переоблучения была разработана комплексная система контроля за состоянием здоровья военнослужащих, включая медицинское освидетельствование военно-врачебными комиссиями лиц, направляемых в район ЧАЭС, периодический врачебный лабораторный контроль в процессе работы, стационарное обследование при получении дозы свыше 25 бэр и длительное динамическое наблюдение после прекращения облучения. Обследовано: амбулаторно 75 тыс., стационарно 4 тыс. военнослужащих.
Преемственность с Минздравом СССР диспансерного наблюдения военнослужащих, призванных из запаса, обеспечивалась направлением в военные комиссариаты установленных документов, позволяющих ввести информацию об этих лицах в Общесоюзный регистр.
С целью повышения устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов применялись табельные и перспективные средства защиты (препарат Б-190, цистамин, бемитил, эмивис и др.).
Всего подверглось радиационному облучению 93816 военнослужащих. На 11.11.86 г. принимало участие в ликвидации последствий аварии на АЭС 23583 военнослужащих (3301 офицер), из них 19352 чел. призваны из запаса (1630 офицеров).
Поставленные перед Военно-медицинской службой задачи выполнялись в три этапа.
На первом этапе ( в течение первых нескольких суток после катастрофы) основное внимание уделялось оказанию медицинской помощи населению.
На втором (май 1986 г.) — проведению массовых обследований населения, оказавшегося в районах бедствия.
На третьем (до завершения участия войск в ликвидации последствий) — организации медицинского обеспечения войск, привлеченных к ликвидации последствий катастрофы.
Задачи первого этапа выполнялись силами врачебных бригад, которые оснащались медицинским имуществом, комплектами “Луч” и санитарными автомашинами. Медицинской службой Киевского военного округа в районе ЧАЭС был создан запас медицинского имущества: 25 тыс. индивидуальных аптечек, 500 палаток, 10 литров крови, 25 литров альбумина и другие средства. Организация работ первого этапа непосредственно осуществлялась специалистами медицинской службы КВО.
Для выполнения задач второго этапа в район ЧАЭС из военных округов было направлено дополнительно 25 медицинских бригад (в составе: врач-лаборант, два лаборанта, санитар с медицинским имуществом на 5 тыс. анализов). В район Чернобыльской катастрофы дополнительно прибыло около 300 врачей.
В мае 1986 года массовое обслуживание жителей в 30-километровой зоне и прилегающих к ней районах практически было завершено.
Медицинской службой осуществлялось также радиометрическое обследование объектов внешней среды (почвы, воды), продуктов питания. Проводилась активная санитарно-просветительная работа, оказывалась консультативная помощь местным органам здравоохранения.
Уже с первых дней медицинская служба столкнулась с трудностями, вызванными неимением опыта ликвидации последствий в условиях такого рода катастроф. Положение осложнялось отсутствием единого мнения у специалистов различных министерств и ведомств о степени опасности тех или иных радиационных факторов и способов защиты от их воздействия. В связи с этим специалисты-медики Центрального военно-медицинского управления совместно со специалистами химических войск и Минздрава СССР приняли участие в разработке нормативов, регламентировавших допустимые дозы облучения, а также предельные величины радиоактивного заражения одежды, воды, продовольствия и различных объектов внешней среды.
Были изданы руководящие и методические документы по обеспечению радиационной безопасности, по организации медицинского контроля за внутренним и внешним облучением, методике обследования и лечения лиц, подвергшихся воздействию ионизирующего излучения. Из-за сложности радиационной обстановки и неопределенности в выработке единых подходов при установлении допустимых доз облучения уровни заражения пересматривались в приказах Министра обороны шесть раз. В конечном варианте принятые нормативы по радиационно-гигиеническому контролю продовольствия и воды способствовали существенному снижению допустимых доз внутреннего облучения населения и личного состава группировки войск. При отсутствии такого жесткого контроля, как показывают расчеты, дозы, обусловленные потреблением местных продуктов питания, могли бы быть в несколько раз выше, чем дозы внешнего облучения.
Для профилактики переоблучения военнослужащих была составлена комплексная программа контроля за состоянием их здоровья. Она предусматривала медицинское освидетельствование военно- врачебными комиссиями всех лиц, направляемых в район катастрофы, проведение дозиметрии и учет доз. Всем военнослужащим один раз в неделю, а также незамедлительно при облучении в 5, 10, 15 и 20 рентген производился клинический анализ крови.
Особая ответственность за профилактику лучевого поражения населения и действенность санитарного надзора легла на врачей- радиологов. Положение усугублялось тем, что в начальный период ликвидации последствий катастрофы организационно-штатная структура медицинских батальонов не соответствовала требованиям обстановки. Несостоятельной оказалась организация дозиметрического контроля. Индивидуальные дозиметры и войсковые средства радиометрического контроля оказались недостаточно чувствительными для регистрации малых доз облучения и низких энергий внешнего гамма- излучения, штатные приборы контроля не позволяли получать нужную информацию о величине альфа-бета-заражения различных объектов. Применяемые средства защиты органов дыхания оказались недостаточно эффективными в связи с мелкодисперсным составом аэрозолей.
Опыт работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС показал, что требуется совершенствование материальной базы радиационного контроля. Многообразие новых проблем, с которыми столкнулась медицинская служба, предопределило проведение комплекса научно-исследовательских работ, объединенного единой программой, осуществление которого началось в процессе выполнения практических работ в зараженной зоне.
Массовое применение техники при ликвидации последствий катастрофы потребовало создания системы технического обеспечения Чернобыльской группировки войск. В мае 1986 года в составе группировки войск насчитывалось до 6 тыс. единиц подвижной наземной техники, а в августе того же года — около 10 тыс. единиц. В осенне- зимний период 1986-87 гг. количество техники уменьшилось на 4,4 тыс. единицы и на последующий период ее численность стабильно оставалась на уровне 6 тыс. единиц.
С апреля 1986 года организацию технического обеспечения осуществлял штаб Киевского военного округа,который для ведения работ выделил ремонтную роту в составе 30 человек и отделение окружного склада автомобильного имущества. Впоследствии, для технического обеспечения крупной группировки войск возникла потребность дополнительного привлечения сил и средств оперативного звена. В частности, создание системы технического обеспечения осуществлялось Главным бронетанковым и автомобильным управлениями МО с привлечением ресурсов центра и трех военных округов — Киевского, Белорусского и Прикарпатского.
Работы в зонах с чрезвычайно высокими уровнями радиации выполнялись техническими службами Министерства обороны, которые были укомплектованы специальной техникой. На ремонтных заводах Главного бронетанкового управления были переоборудованы и доработаны радиоуправляемые танки и спроектированы автоматизированные мойки для проведения дезактивации крупногабаритной гусеничной техники, устанавливалась противорадиационная защита. На заводах Главного автомобильного управления производилось оборудование автомобилей для выполнения работ в опасных зонах и перевозки личного состава: устанавливались защита кабины водителя и подогреватели в кузовах.
Специалистами инженерных войск совместно с промышленностью на базе инженерной машины разграждения был спроектирован и изготовлен радиоуправляемый комплекс “Клин”, Защита таких машин была повышена с 40 до тысячи крат ослабления гамма-излучений.
Всего на предприятиях Министерства обороны и промышленности было доработано более 300 образцов техники, что позволило осуществить локализацию очага катастрофы с меньшими потерями, провести дезактивацию местности вблизи аварийного реактора и осуществить радиационную разведку.
Организационно-штатная структура и техническое обеспечение созданной группировки войск не только позволили выполнить поставленные задачи, но и способствовали своевременному переоборудованию техники с изготовлением вспомогательного имущества (контейнеров, специальных машин для транспортировки зараженного грунта и другого оборудования).
В то же время в процессе технического обеспечения были недостаточно учтены реально складывающиеся условия работ в зонах даже со сравнительно небольшими уровнями радиации.
Опыт ликвидации Чернобыльской катастрофы свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования приборного и технического имущества, предназначенного для войск и гражданской обороны, так как существующие средства требуют больших физических нагрузок. В связи с этим необходима ускоренная разработка принципиально новых систем с использованием последних достижений науки и техники.
При ликвидации последствий катастрофы войсками на практике проверялись новые средства дистанционного выявления радиационного заражения на больших территориях с использованием метода регистрации в ультрафиолетовой области спектра флюоресценции воздуха под действием гамма-излучения, теледозиметрических систем контроля за изменением радиационной обстановки и дозиметрического контроля. Полученный опыт использован при подготовке предложений по разработке специальных технических средств радиационной разведки, проведения специальной обработки личного состава и дезактивации техники, которыми должны будут оснащаться формирования, предназначенные для ликвидации последствий аварий.
Завершение опытно-конструкторских работ и модернизация существующих образцов аппаратуры позволят оснастить войска и формирования ГО техникой для успешного применения в условиях сложной радиационной и химической обстановки, возникающей при авариях, а также в других случаях массовых разрушений потенциально- опасных объектов.
За минувшие годы много было сделано Вооруженными Силами, чтобы залечить следы Чернобыльской трагедии. Ее отзвуки будут ощущаться еще не одно десятилетие. Предстоит еще большая и кропотливая работа по всем аспектам анализа последствий ликвидации крупномасштабной катастрофы.
Вместе с тем в деятельности Вооруженных Сил и ГО СССР в ходе ликвидации последствий катастрофы имелись и существенные недостатки. Часть из них была отмечена выше, а о других представляем мнение Начальника управления по информации и связям с общественностью Минатома РФ Г.А. Каурова. Попытки объяснить низкую противорадиационную готовность войск “отличием радиационной обстановки, сложившейся в районе взрыва реактора, от радиационной обстановки, которая ожидается при ведении боевых действий с применением ядерного оружия, к которым якобы только и готовились войска, не выдерживает критики. Ведь в-1986 г. на территории СССР работало более 40 ядерных реакторов, которые во время войны являются объектами первого удара со стороны противника. Несомненно, что для большинства командиров и военнослужащих действия в условиях фактического радиационного заражения местности долгоживущими радионуклидами были незнакомы. Однако в составе войск были специалисты, для которых создавшаяся экстремальная ситуация не была неизведанной и действия которых были наиболее продуктивными. Эти специалисты в течение многих лет участвовали в испытаниях ядерного оружия, осуществляя контроль за радиационной обстановкой на ядерных полигонах под Семипалатинском и на Новой Земле. К сожалению, их опыт и навыки в полном объеме в наиболее нужное время (первые дни) использованы были не полностью.”
Чернобыль: Катастрофа. Подвиг. Уроки и выводы : К 10-летию катастрофы. — 1996