Разработка проектов строительно-монтажных работ по захоронению четвертого энергоблока
В соответствии с решением Минсредмаша, Головной проектной организацией по проектированию «Укрытия» над разрушенным четвертым энергоблоком ЧАЭС был назначен ВНИПИЭТ. Первые проектные проработки решений по захоронению четвертого энергоблока выполнялись в мае-июне 1986 г. на территории института «Оргстройпроект» в г. Москве бригадой из командированных сотрудников ВНИПИЭТ под руководством главного инженера института Курносова В.А., совместно с проектировщиками «Оргстройпроекта» и «ПромНИИпроекта». Постоянными участниками и оппонентами при рассмотрении проектных проработок были специалисты НИКИМТ, технологи треста «Энергоспецмонтаж», «Оргстроя» и специалисты других предприятий потенциальных исполнителей работ по сооружению «Укрытия». Такой постоянно действующий «технический совет» из специалистов перечисленных организаций и продвигал шаг за шагом проект «Укрытия» до того вида, который и был реализован в ноябре 1986 г. Огромную роль сыграл и центральный штаб Министерства, так как сжатые сроки проектирования и строительства кроме четкой координации работ и проверки исполнения заставляли принимать очень ответственные организационно-технические и производственные решения без окончательно готового проекта. Практически проектные и строительно-монтажные работы велись параллельно, и в этой ситуации роль центрального штаба трудно переоценить. Проектные работы по «Укрытию» заканчивались в Чернобыле, куда, не прерывая начатых работ в Москве и Ленинграде, постепенно прибывали специалисты всех институтов, участвовавших в разработках разных частей общего проекта.
В общем комплексе работ по проектированию «Укрытия» на НИКИМТ были возложены работы в соответствии с его специализацией — разработка проектов организации и производства работ по монтажу металлоконструкций «Укрытия» объемом 7000 т и отдельных решений по монтажу бетоноводов в труднодоступных местах. Часть этих работ выполнялась и силами технологического отдела треста «Энергоспецмонтаж» на площадке ЧАЭС, а разделение работ оформлялось протоколами, которые утверждались Рудаковым В.И.
На рис. 1-3 представлен в общем виде окончательный проект «Укрытия», реализация которого закончилась 30 ноября 1986 г. подписанием Государственной комиссией акта о приеме его в эксплуатацию. При разработке общей организации монтажных работ, с учетом использования для установки на штатные места конструкций «Укрытия» большегрузных кранов «Демаг», главным организационно-техническим решением было создание трех зон для производства работ по укрупнительной сборке и монтажу этих конструкций:
• первая зона с самыми низкими уровнями излучения — база «Сельхозтехники» в г. Чернобыле. В этой зоне выполнялись сборочно-сварочные работы по предварительному укрупнению конструкций в пределах их габаритов, обеспечивающих перевозку конструкций по автодорогам до ЧАЭС.
• вторая зона с щадящими уровнями излучения (< 1 р/ч) — площадки строй-двора в 1,5-2 км от аварийного энергоблока. В этой зоне выполнялась сборка кранов «Демаг» и укрупни- тельная сборка крупногабаритных конструкций «Укрытия» (балки Б-1, Б-2, Б-3, «Мамонт» и т.д.), которые полностью в собранном виде перемещались в зоны их монтажа на специальных транспортных средствах.
• третья зона с самыми высокими уровнями излучения — в непосредственной близости от четвертого энергоблока. В этой зоне выполнялись работы по окончательной сборке металлокаркасов каскадных стен в «тени» здания ХЖТО и собственно монтаж всех конструкций на штатные места. На рис. 4 показан план размещения площадок второй и третьей зон.
На рис 5 показаны отдельные фрагменты монтажа конструкции «Укрытия». Общая технология строительно-монтажных работ предусматривала принцип поэтапного «наступления» на аварийный блок от периферии к центру блока:
— бетонирование территории вокруг блока;
— монтаж защитных металлических (пионерных) стен по периметру энергоблока и последующее их бетонирование;
— сооружение защитной разделительной стены между третьим и четвертым энергоблоками; ”
— выполнение работ по бетонированию пристанционного узла между пионерной стеной и стеной машзала по оси А;
— создание перекрытия между частью машзала;
— сооружение каскадных стен с северной стороны аварийного блока (ось Ю);
— сооружение покрытий над реакторным блоком и деаэратороной этажеркой;
— выполнение контрфорсной высотной стены с западной стороны блока (ось 51).
Такая организация и технология работ позволила вести выполнение каждого последующего этапа работ под «защитой» ранее смонтированных конструкций или уложенного бетона, а проектные решения по конструкциям «Укрытия» позволили монтировать их без крепления на месте монтажа, что исключало присутствие персонала в зонах с самой высокой интенсивностью гамма-излучения (до 1000 р/ч).
На укрупнительную сборку, транспортирование и монтаж всех конструкций «Укрытия» разрабатывались проекты производства работ (ППР) и чертежи необходимой специальной оснастки (стенды, строповочные устройства, средства подмащивания и т.п.), которые изготавливались непосредственно на механической базе монтажного района а Чернобыле. Только силами отделения НИКИМТ было разработано 17 ППР в Москве и 40 — в Чернобыле в 1986 г. В 1987 г. было разработано —118 ППР. Полный перечень разработанных ППР в 1986—1987 гг. на Чернобыльской площадке приведен в Приложении.
Заключение
В выполнении монтажных работ участвовали практически все основные тресты 12 ГУ Минсредмаша: ПО «Энергоспецмонтаж», тресты «Спецмонтаж-механизация», «Сибхиммонтаж», «Проммеханомонтаж», «Уралпроммонтаж», «Промэлектромонтаж», «Спецхиммонтаж».
Все монтажные работы, начиная от сооружения холодильника под фундаментной плитой реакторного блока до окончания работ по возведению «Укрытия», выполнены за 6 месяцев и закончены 30 ноября 1986 г. Общий объем смонтированных конструкций составил ~ 7300 т.
Несмотря на крайне опасные и уникальные работы по монтажу и дистанционной установке крупнотоннажных конструкций «Укрытия», не было ни одного тяжелого несчастного случая при максимальном количестве одновременно работающих — 2000 человек.
В процессе разработки ППР и при производстве работ решены все вопросы наводки, установки в проектное положение и дистанционной расстроповки сотен крупнотоннажных элементов «Укрытия» самой различной геометрической формы, практически без каких-либо осложнений, за счет простых технологических и конструктивных решений.
Широкое внедрение промышленного телевидения решило вопросы дистанционного контроля при наводке и установке конструкций с использованием предельных характеристик кранового оборудования, своевременное введение упоров, ловителей и других технологических решений, включая агрегатированный монтаж таких конструкций, как блок балок Б-2, легкая кровля, мостик, балки-короба, позволили оптимально решить вопросы сооружения «Укрытия».
Характерной и ярко проявившейся объективной сложностью было то, что каждый выполненный этап работ по сооружению «Укрытия» вносил значительные коррективы в ранее принятые проектные решения и, как следствие, переделку конструкций и технологических решений.
К основным недостаткам при производстве работ можно отнести:
• очень низкое качество строительной подготовки путей и стояночных площадок под краны «Демаг», что приводило к ситуациям, близким к аварийным, многочисленным поломкам кранов и выходу их из строя;
• острая нехватка транспортных средств большой грузоподъемности (трайлеров, многоосных тележек) для перевозки крупногабаритных конструкций «Укрытия» от площадок укрупнительной сборки в предмонтажную зону;
• дефицит машинного времени работы кранов «Демаг-20» и «Демаг-21», вследствие потерь времени на перегонку одного из них на значительное расстояние с северной стороны блока на южную и обратно, а также выход их из строя по различным причинам; замена крана №16 на третий кран «Демаг» с суперлифтом могла бы значительно облегчить и ускорить строительно-монтажные работы.
Вайнштейн В.В., Веретельник В.Г., Кривошей П.Г., Мостовой Ю.В., Подлипалин М.Ф., Пятунин Б.А.
Опыт ликвидации радиационных аварий (Челябинск — Чернобыль). — 2012