. Авария на АЭС "Bruce A" | ЯСталкер

Авария на АЭС “Bruce A”

Rate this post

Авария на АЭС "Bruce A"

Авария на блоке № 4 АЭС “Bruce A” (Канада), связанная с повреждением технологического канала

23 января 1990 г. на одном из 7 блоков АЭС “Брюс” на основе реакторов CANDU, а именно на блоке № (904 МВт), введенном в эксплуатацию в 1978 г.,создалась аварийная ситуация при перегрузке топлива.

На АЭС “Брюс” три перегрузочных машины обслуживают 4 блока, причем каждая машина управляется двумя компьютерами. Один из компьютеров (главный) задает и контролирует операции перегрузки, а другой контролирует работоспособность и безопасность действий конкретных элементов оборудования. При этом оба компьютера перекрестно проверяют команды друг друга. Хотя каждая пара компьютеров в основном обслуживает конкретную машину, все три системы объединены в общую сеть.

Перед аварией одна перегрузочная машина работала в центральной зоне АЭС, а другая была подсоединена к одному из 450 ТК, в ее рабочем объеме было создано давление, равное давлению в активной зоне, но муфта, соединяющая ТК с коллектором, еще не была снята.

В 03 ч. 08 мин. (03.08) оператор машины увидел сигнал наклона машины и обнаружил, что ее восточный мост неожиданно переместился в течение нескольких секунд примерно на 40 см вниз вместе с зажатым ТК. Вскоре оператор реактора обнаружил утечку тяжелой воды из 1-го контура, которая, как выяснилось позднее, составляла 1400 кг/ч.

Реактор, работавший на полной мощности, был остановлен оператором и безопасно расхолаживался по аварийной программе. Из-за возрастания уровня радиоактивности в 03.56 была автоматически перекрыта вентиляция ГО реактора, и давление в ней поддерживалось на субатмосферном уровне с помощью предохранительных клапанов, соединяющих оболочку с большим вакуумированным зданием, являющимся частью системы локализации аварий на двух блоках АЭС и способным удержать весь пар, образующийся при выходе ТН из 1-го контура. Активность трития в этом здании, как было установлено позднее, оказалась меньше 1% от допустимого уровня.

После расхолаживания реактора и разгрузки давления в 1-м контуре скорость утечки D2O уменьшилась до 10-18 кг/ч.

Хотя большая часть вытекшей воды была локализована и доведена до нужного качества штатными средствами, оценки показали, что блок необходимо снять с эксплуатации на 6-12 недель для ремонта поврежденного оборудования. При этом как оценку степени повреждения, так и проведение ремонтных работ можно было сделать только после удаления перегрузочной машины, а это, в свою очередь, было недопустимо, т.к. в поврежденном ТК оставались 13 отработавших ТВС, а еще 4 ТВС находились в магазине перегрузочной машины после предыдущих операций по перегрузке. Так как удаление этих ТВС штатным способом проталкивания через поврежденный канал было уже невозможно, то потребовалось применение специальных инструментов – “кошек”.

В качестве причины аварии был признан сбой в программном обеспечении одного из компьютеров, управляющих перегрузочной машиной. В день аварии главный компьютер одной из трех систем был отключен для усовершенствования, а второй работал и после редкой последовательности пяти операций выдал ложную команду, которая не могла быть проверена другим компьютером и была передана непосредственно на перегрузочную машину.

Указанная ошибка была, по-видимому, заложена еще в 1986 г. при реконструкции программных средств управления перегрузочными машинами и не выявлена при последующих, испытаниях системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *