. Хроника аварий атомной эпохи. Часть 2 | ЯСталкер

Хроника аварий атомной эпохи. Часть 2

Rate this post

Аварийности ОИАЭ у нас в стране в советское время уделялось недостаточное внимание. В СМИ об этих событиях не сообщалось, а данные о тяжёлых авариях и природных катастрофах были засекречены. Только с конца 1960-х гг. такие события стали публиковаться в общедоступной прессе.

Аварии на советских атомных подводных лодках

На судоремонтных заводах

– 10 февраля 1965 г., СЗР «Звёздочка», СССР. Архангельская область, г. Северодвинск
Произошёл неконтролируемый пуск реактора на советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-11 «Ленинский комсомол», находившейся на судоверфи. При перегрузке активной зоны кормового ядерного реактора случился выброс радиоактивной паровоздушной среды. В реакторном отсеке начался пожар, который решили потушить забортной морской водой. С помощью пожарных машин туда залили 250 т воды, которая через выгоревшие уплотнения распространилась в соседний и кормовые отсеки. Чтобы избежать затопления АПЛ, радиоактивную воду откачали за борт – прямо на заводской акватории. Облучились семь человек. Аварийный реакторный отсек позже был вырезан и затоплен в заливе Абросимова у восточного побережья о. Новая Земля на глубине 20 м [Осипенко, 1994].

– 27 августа 1968 г. Там же

Радиационная авария на АПЛ К-140 «Навага», находившейся на ремонте. После проведения модернизационных работ произошёл несанкционированный выход ядерного реактора левого борта на мощность, превосходящую номинальную в 18 раз. В результате активная зона и реактор были выведены из строя. Отсек с отработавшим ядерным топливом вырезали и затопили в районе Новоземельской впадины [Осипенко, 1994].

– 18 января 1970 г. завод «Красное Сормово», СССР, г. Горький

На строящейся АПЛ К-329 произошел неконтролируемый пуск ядерного реактора, на котором отсутствовали съёмный лист прочного корпуса и блоки сухой биологической защиты. СЦР продолжалась 10 сек. В момент аварии в цехе находились 156 человек. Общий выброс радиоактивных продуктов составил около 25 тыс. Ки (из них 1 Ки попал непосредственно в цех). В ликвидации последствий аварии принимали участие 787 человек [Птичкин, 1995].

– 30 ноября 1980 г. СЗР «Звёздочка», СССР, Архангельская область, г. Северодвинск

Авария на АПЛ К-162 «Анчар». В процессе ремонта ПЛ рабочие использовали непроверенные чертежи и перепутали фазы электропитания. Положение «спас» разрыв компрессора главного насоса, в результате чего несколько тонн слаборадиоактивной воды попало в необитаемое помещение. Активная зона реактора была выведена из строя [Greenpeace, 1994].

– 10 августа 1985 г. СЗР «Звезда», СССР, Уссурийский залив, бухта Чажма

Произошла самая тяжёлая радиационная авария за всё время существования отечественного атомного флота. На АПЛ К-431, находившейся у пирса СЗР «Звезда», из-за нарушения персоналом правил перегрузки ядерного топлива в одном из реакторов возникла СЦР и произошёл паровой взрыв. В результате была выброшена сборка со свежезагруженным ядерным топливом, и начался пожар, продолжавшийся 2,5 ч. Сформировался радиоактивный шлейф полосой в 5,5 км, который пересёк полуостров Дунай в северо-западном направлении и вышел к побережью Уссурийского залива, пройдя по акватории 30 км. Суммарная активность выброса составила 7 МКи. Направление ветра в момент взрыва было в сторону от жилпосёлка, расположенного в 1,5 км от места инцидента. Основная масса РН выпала на лесной массив полуострова, на котором расположен судоремонтный завод. Эвакуации населения не потребовалось [8,9]. В ходе аварии и при ликвидации её последствий повышенному облучению подверглись 290 человек. Десять человек погибли в момент происшествия, у десяти была определена острая лучевая болезнь, у 39 – лучевая реакции [Радиационное наследие, 1999; Сивинцев, 2003].

Под водой [10,11]

– 11 октября 1960 г. Баренцево море

Первая серьёзная авария на ядерной энергетической установке (ЯЭУ) советской атомной подводной лодки. На АПЛ К-8 произошёл разрыв парогенератора с утечкой радиоактивного пара и гелия. Начался разогрев реактора. Система проливки его водой оказалась в нерабочем состоянии. Срочно смонтировали нештатную систему, что позволило избежать оплавления активной зоны. Вся АПЛ была загрязнена радиоактивными газами. Наиболее пострадали 13 человек, дозы их облучения составили 180-200 бэр [Осипенко, 1994].

– 4 июля 1961 г. Атлантический океан

Авария на АПЛ К-19 с баллистическими ракетами на борту. В результате разгерметизации первого контура ЯЭУ возникла угроза теплового взрыва. После всплытия субмарины команда из шести человек смонтировала нештатную систему проливки реактора водой для его охлаждения. Спустя некоторое время она отказала. Все члены команды получили дозы облучения от 5 тыс. до 7 тыс. бэр. Новая команда из трёх человек восстановила эту систему и также получила значительные дозы облучения. Вскоре после аварии восемь из девяти подводников-ликвидаторов умерли от лучевой болезни. [Черкашин, 1993;Черкашин, 1996].

– 10 апреля 1963 г. Атлантический океан

В 160 км от мыса Код (штат Массачусетс, США) при испытательном погружении затонула американская АПЛ SSN-593 «Трешер». Все 129 членов экипажа погибли, а подлодка, распавшаяся за прошедшее время на несколько частей, находится на глубине 2590 м [Хэндлер, 1998; KAPL, 2000].

– 22 мая 1968 г. Атлантический океан

В 650 км на юго-запад от Азорских островов на глубине 3600 м затонула американская АПЛ SSN-589 «Скорпион». По версии, на одной из торпед с неядерной боеголовкой сработал механизм приведения её в боевое положение. Капитан принял решение избавиться от ставшего опасным снаряда и отдал команду произвести пуск. Выпущенная торпеда начала поиск цели, пока в прицеле её самонаводящейся боеголовки не оказалась сама подводная лодка. По другой версии: во время испытательного запуска торпеды сдетонировал её боевой заряд. Все 99 членов экипажа погибли. На борту находились две торпеды с ядерными боеголовками [Naval Nuclear Accidents, 1989; ИБ ЦОИ по АЭ, 1993].

– 24 мая 1968 г. Баренцево море

Радиационная авария на АПЛ К-27 «Кит». Произошла утечка жидкометаллического теплоносителя, и он попал в ядерный реактор. Разрушилось более 20% тепловыделяющих элементов. Все 124 члена экипажа оказались облучены. Погибли девять подводников. В 1981 г. АПЛ с двумя реакторами с невыгруженным ОЯТ была затоплена в Карском море на глубине 30 м [Морской сборник, 1993; Факты и проблемы, 1993].

– 8-11 апреля 1970 г. Бискайский залив, Атлантический океан

Первую катастрофу потерпела советская АПЛ К-8, оборудованная двумя ядерными реакторами. 8 апреля почти одновременно началось возгорание в третьем и восьмом отсеках. ПЛ всплыла в надводное положение. Потушить пожар не удалось. Сработала аварийная защита реакторов, судно практически оказалось без электроэнергии. Оставшийся в живых экипаж был эвакуирован на его верхнюю палубу и на корабли, подошедшие на помощь. 11 апреля в результате потери продольной остойчивости АПЛ затонула на глубине 4680 м в 300 милях северо-западнее Испании. Она имела на вооружении две торпеды с ядерными боеголовками. Погибли 52 члена экипажа [Осипенко, 1994].

– 22 июня 1970 года. Тихий океан

Советская АПЛ К-108 столкнулась с АПЛ ВМС США «Tautog». По утверждению американских подводников, это произошло в результате манёвр советской субмарины, уходившей от преследования американской АПЛ. Обе лодки получили повреждения [Bussert, 1987].

– 24 февраля 1972 г. Атлантический океан

Пожар в девятом отсеке АПЛ К-19 с баллистическими ракетами на борту в 600 милях северо-восточнее Ньюфаундленда. В десятом отсеке было загерметизировано 12 человек, которых удалось спасти только через 24 дня. В результате аварии погибли 28 человек [Осипенко, 1994; Черкашин, 1996].

– 14 июня 1973 г. Японское море

Советская АПЛ К-56 Тихоокеанского флота столкнулась с научно-исследовательским судном «Академик Берг». Были затоплены второй и третий отсеки. Сработала аварийная защита ядерных реакторов. Лодку выбросило на Находкинскую отмель. Погибли 27 человек [Драмы, 2001].

– 7 апреля 1989 года. Норвежское море

В 130 км к юго-западу от острова Медвежий в Норвежском море после пожара под водой на глубине 1680 м затонула советская АПЛ К-278 «Комсомолец»; 42 члена экипажа погибли. АПЛ имела две ядерные торпеды (по 3200 г плутония в каждой боеголовке). В 1990-1995 гг. с помощью научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» и двух обитаемых глубоководных аппаратов «Мир» было проведено обследование и выполнены работы по локализации радиоактивных материалов ядерных боеприпасов, находившихся в первом отсеке лодки [Гладков, 1994; Гулько, 1999].

Аварии на гражданском атомном ледокольном флоте

– 3 февраля 1965 г. СССР, атомный ледокол «Ленин»

Во время плановых ремонтных работ на реакторе №2 в результате ошибки операторов активная зона на некоторое время была оставлена без охлаждения, что вызвало частичное повреждение примерно 60% тепловыделяющих сборок. В августе 1967 г. реакторный отсек с тремя ЯЭУ и контейнер с 125 отработавшими тепловыделяющими сборками были затоплены в Карском море у архипелага Новая Земля на глубине 40-50 м [Кузнецов, 1999].

– 11 ноября 1988 г. СССР, атомный ледокол «Россия»

В результате неправильных действий персонала реактор оставался без охлаждения в течение 4 мин, после чего сработала аварийная защита [Кузнецов, 2003].

– 25 января 1993 г. Карское море

В реакторном отсеке атомного ледокола «Арктика» было зафиксировано превышение содержания радиоактивных газов. Причиной повышения радиоактивности стала негерметичность одного из отверстий в крышке реактора. Несмотря на замеченную утечку, реактор работал с прежней мощностью ещё трое суток. За время инцидента произошел выброс короткоживущих изотопов общей активностью 1,5 Ки [Кузнецов, 2003].

Аварии космических объектов с ядерными энергоустановками

– 21 апреля 1964 г. Индийский океан

Навигационный спутник США «Transit-5BN-3» не вышел на запланированную орбиту, развалился и сгорел в атмосфере на высоте между 45-м и 60-м км над западной частью Индийского океана к северу от Мадагаскара. При этом он выбросил 950 г плутония-238 общей активностью около 17 тыс. Ки (при этом выброс Ри-238 был в 20 раз больше, чем при аварии на Чернобыльской АЭС). В результате содержание РН в околоземном пространстве увеличилось в три раза. К ноябрю 1970 г. в атмосфере оставалось около 5% выброшенного плутония, а анализ почв показывал его присутствие на всех континентах Земли. Значительную роль в масштабах радиоактивного загрязнения земной поверхности, сыграл тот факт, что плутониевое топливо находилось на навигационном спутнике в металлической форме, что способствовало его более интенсивному сгоранию и диспергированию [SNL, 1964; SPACE NUCLEAR POWER, 1985].

– 18 мая 1968 г. США, Тихоокеанское побережье

Метеорологический спутник США «Nimbus EM», имевший на борту два радиоизотопных генератора, не вышел на орбиту и был разрушен на высоте 30 км от поверхности Земли. Спутник упал у побережья Калифорнии в канал Санта-Барбара. Спустя пять месяцев радиоизотопные генераторы, содержавшие 34400 Ки плутония-238, были подняты неповреждёнными с глубины 100 м. Плутоний из этих генераторов переработали, и он многократно использовался в других космических энергетических установках [UNCOPUOS, 1980].

– 17 апреля 1970 г. Тихий океан

После запуска американского космического корабля «Odyssey/Apollo-13» 11 апреля 1970 г. на его борту произошёл взрыв кислородного бака, что привело к повреждениям служебного модуля. Пилотируемая высадка на Луну была отменена. Астронавтам пришлось использовать лунный модуль «Aquarius» с радиоизотопным генератором как средство выживания во время полёта вокруг Луны. 17 апреля 1970 г. при возвращении на Землю лунная посадочная ступень, отстреленная вместе с плутониевым энергоисточником, содержащим 44 500 Ки плутония-238, вошла в атмосферу над южной частью Тихого океана и затонула на глубине 6 тыс. м в желобе Тонга к югу от островов Фиджи. Никаких попыток к подъёму генератора не предпринималось, так как точное его местонахождение неизвестно. [OECD/NEA, 1990].

– 25 апреля 1973 г. Тихий океан

С космодрома Байконур осуществлен запуск ракеты-носителя «Циклон-2», которая должна была вывести на околоземную орбиту спутник радиолокационного наблюдения за акваторией Мирового океана, оборудованный ЯЭУ (31 кг высокообогащённого урана-235). Ракета-носитель потерпела аварию. Спутник упал в Тихий океан к северу от Японии [Энциклопедия «Космонавтика», 1973; Proposition One, 1997].

– 24 января 1978 г. Канада

Советский искусственный спутник Земли «Космос-954» с ЯЭУ, содержащей 31 кг высокообогащённого урана и продукты ядерного деления, вошёл в атмосферу Земли и разрушился, что привело к радиоактивному загрязнению более 124 тыс. км2 площади в северо-западных районах Канады. Около 3 тыс. радиоактивных обломков спутника было разбросано на территории 600 км; мощность излучения у некоторых обломков была до 200 Р/ч. Крупномасштабная операция по очистке загрязнённой территории, в результате которой удалось собрать около 0,1% от радиоактивного содержимого спутника, стоила Канаде 14 млн долл.; из них 3 млн долл. позднее оплатил Советский Союз [Hagen, 1998].

– 7 февраля 1983 г. Атлантический океан

После завершения рабочей программы в декабре 1982 г. советский искусственный спутник Земли «Космос-1402» с ядерным реактором на высокообогащённом уране не удалось вывести на более высокую орбиту. Спутник был раздроблен на три части. Одна из них, содержавшая ядерный реактор с отработавшим ядерным топливом, 7 февраля сгорела в атмосфере над Южной Атлантикой, приблизительно в 1600 км к востоку от Бразилии. Достигли ли радиоактивные материалы поверхности Земли, не сообщалось. Однако некоторые специалисты утверждали, что, если бы эта часть спутника вошла в атмосферу на 20 мин раньше, ядерный реактор с РАО мог рухнуть на Центральную Европу [OECD/NEA, 1990].

– 17 ноября 1996 г. Тихий океан, западное побережье Чили

Российская автоматическая межпланетная станция «Марс-96» после старта 16 ноября достигла заданной околоземной орбиты, но в сторону Марса не стартовала из-за того, что не включились двигатели. Связь со станцией исчезла. По расчётам российских специалистов, она должна была продержаться на орбите около месяца, а затем войти в плотные слои атмосферы и упасть в Тихий океан. Но уже через сутки станция сошла с орбиты и рухнула в водное пространство между западным побережьем Чили и островом Пасхи. На «Марсе-96» находились четыре плутониевых термоэлектрических генератора (общее количество Ри-238 – 270 граммов) [UNCOPUOS, 1997].

Опасные радиационные эксперименты

– 7 мая 1945 г. США, штат Нью-Мексико, Аламогордо

Первый в истории радиоактивный след, образовавшийся в результате испытательного взрыва. Для калибровки измерительной аппаратуры перед испытанием первого плутониевого ядерного устройства, состоявшимся 16 июля 1945 г., был произведен взрыв 100 т химической взрывчатки – тротила. С целью моделирования радиоактивного загрязнения местности на платформе с тротилом находились облучённые урановые блоки из атомного реактора в Хэнфорде [Rhodes, 1986].

– 2 декабря 1949 г. США, штат Вашингтон, г. Ричленд, Хэнфордский ядерный комплекс

Эксперимент «Грин Ран», в ходе которого 1 т облучённого урана была подвергнута переработке через 16 дней выдержки вместо необходимых по технологии 100 дней. Целью эксперимента являлась разработка метода определения мест размещения плутониевых заводов в СССР с помощью имитации предполагаемых условий производства плутония в нашей стране. Из-за нарушения технологического процесса произошёл выброс РВ с превышением ожидаемого уровня активности в два-три раза (около 8 тыс. Ки йода-131). Образовавшийся радиоактивный след фиксировался в радиусе 64-320 км. Более 20 тыс. детей получили высокие дозы облучения в результате потребления молока от коров, которые паслись на пастбищах, загрязнённых радиоактивным йодом [Якимец, 1998].

– 17 сентября 1955 г. США, штаты Техас и Нью-Мексико

Первый полёт бомбардировщика ВВС США NB-36H «Crusader» с экспериментальной ядерной силовой установкой. На бомбардировщике был установлен реактор мощностью 1 МВт, диаметром 1,2 м и весом 16 т, работавший на быстрых нейтронах. В качестве ядерного топлива использовалась двуокись урана. Реактор включался в полёте и охлаждался атмосферным воздухом, поступавшим за счёт скоростного напора через специально сделанные в борту самолёта воздухозаборники. Все испытательные полёты выполнялись над малонаселёнными районами штатов Техас и Нью-Мексико. NB-36H сопровождал десантно-транспортный самолёт со взводом вооруженных морских пехотинцев, готовых десантироваться в случае аварии бомбардировщика. Последний раз NB-36H взлетел в конце марта 1957 г. За время испытаний он выполнил 47 полётов. Испытательная программа закончилась без аварий. «Атомный самолёт» NB-36H вывели из эксплуатации в конце 1957 г. [Atomic Audit, 1998].

– 2 февраля 1956 г. СССР, район Приаральских Каракумов

Полномасштабное испытание первого советского ракетного комплекса, оснащённого ядерной боеголовкой. Ракета Р-5М была запущена с полигона Капустин Яр. Через 11 мин головная часть ракеты с плутониевым ядерным зарядом, пролетев через космос почти 1200 км, взорвалась на земле в районе Приаральских Каракумов. Район взрыва был обнесен колючей проволокой и длительное время охранялся, чтобы исключить проникновение людей в опасную зону [Испытания ядерного оружия, 1996].

– 27 августа 1958 г. Атлантический океан

Первый экспериментальный ядерный взрыв США «Аргус-1». В Южной Атлантике на высотах 160,290 и 750 км были произведены ядерные взрывы боеголовок W-25 мощностью 1,7 кг («Аргус-Н» – 30 августа и «Аргус-Ill» – 6 сентября 1958 г.). Вывод боеголовок на номинальную высоту производился ракетами «Локхид Х-17А» с борта надводного корабля ВМС США. Задача испытаний – проверка идеи создания искусственных радиационных поясов Земли при распаде осколков деления в земной магнитосфере, которые могли бы выводить из строя ядерные боеголовки противника, движущиеся в околоземном космическом пространстве. Идея подтвердилась наполовину – искусственные радиационные пояса действительно возникли, но по ряду объективных физических причин плотность частиц высоких энергий в них не могла достичь значений, необходимых для поражения ядерных боеголовок [Укрощение ядра, 2003].

– 14 мая 1961 г. США, штат Невада

В 1957 г. ВВС и Комиссия по ядерной энергии США запустили совместный проект «РШТО» по разработке крылатой ракеты с ядерным двигателем. Предполагалось создать ядерный прямоточный воздушно-реактивный двигатель и установить его на ракету, несущую ядерную боеголовку. Ракета должна была летать со сверхзвуковой скоростью над верхушками деревьев (чтобы избежать обнаружения радарами) и доставлять к месту назначения свой смертоносный груз без дозаправки и управляющих команд. 14 мая 1961 г. на Невадском полигоне были проведены наземные испытания двигателя. Хотя концепция «ядерного двигателя» показала свою практическую выполнимость, от неё пришлось отказаться. Дело в том, что прямоточный воздушно-реактивный двигатель был по существу открытым ядерным реактором. Даже при обычной эксплуатации из него будут извергаться большие количества продуктов деления и выпадать на маршруте его полёта. Ещё более серьёзные последствия можно было ожидать в случае потенциальных инцидентов в воздухе или при крушении. В 1964 г. проект был закрыт после того, как на него израсходовали уже 780 млн долларов [Herken, 1990; Hacker, 1995; Atomic Audit, 1998].

– 30 октября 1961 г. СССР, остров Новая Земля, испытательный полигон

Крупнейший испытательный термоядерный воздушный взрыв. В районе пролива Маточкин Шар на высоте 4 тыс. м над поверхностью суши была взорвана советская супербомба мощностью 50 Мт в тротиловом эквиваленте. Световая вспышка ядерного взрыва регистрировалась в течение 70 сек и, несмотря на сплошную облачность, была видна на 800-км удалении от него. Облако взрыва поднялось на высоту 67 км, а его диаметр достиг 95 км. Взрывная волна трижды обогнула земной шар (первый раз за 36 ч 27 мин). Первоначально предполагалось изготовить бомбу мощностью до 100 Мт, однако по соображениям безопасности её расчетное значение снизили вдвое [Книга рекордов Гиннесса, 1993; Куликов, 1999].

– 1961-1962 гг. СССР, Астраханская область, Капустин Яр, ракетный испытательный полигон

22 и 28 октября 1961 г. и 1 ноября 1962 г. в СССР были произведены два испытательных космических и один высотный ядерный взрыв: К-3 – на высоте 290 км, К-4 – на высоте 150 и К-5 – на высоте 59 км. Использовались термоядерные заряды мощностью 300 кт. Одной из целей испытаний было исследование возможности создания искусственных радиационных поясов Земли [Укрощение ядра, 2003].

– 6 мая 1962 г. Тихий океан, 250 км северо-восточнее о. Рождества

Боевая стрельба ракетой «Поларис» с американской АПЛ «Этан Аллен» из подводного положения на расстояние 1900 км. Ядерный взрыв мощностью 600 кт произошёл над океаном на высоте 2500 м. Отклонение боеголовки от точки прицеливания составило 200 км [Норрис, 1995].

– 6 июля 1962 г. США, штат Невада, испытательный полигон

Первый американский экспериментальный подземный ядерный взрыв «Седан» с выбросом грунта. Осуществлён в рамках программы промышленного использования ядерно-взрывных технологий «Плаушер». После взрыва мощностью 104 кт образовался кратер диаметром 390, глубиной 98 м. Радиоактивные осадки выпали на расстоянии до 200 миль от места взрыва. Наибольшие уровни радиации при прохождении облака были зарегистрированы в городах Диабло (324 мР/ч) и Квин Сити Саммит (1,9 Р/ч) в штате Невада. Самым грандиозным американским проектом промышленного использования ядерных взрывов в то время считался проект строительства нового Панамского канала. Было намечено с помощью 302 ядерных взрывов суммарной мощностью 167 Мт создать канал длиной 77 км, шириной 300 м и глубиной от 20 до 150 м. Из предполагаемых зон опасного радиоактивного загрязнения на весь срок строительства канала (два-три года) планировалось эвакуировать всё население (около 40 тыс. человек). Проект просуществовал до начала 1970-х гг. Под давлением общественности проект был закрыт. К 1977 г. и остальные работы по программе «Плаушер» были свернуты [Киреев, 1971; DOE/NV-317, 1996; Мирные ядерные взрывы, 2001].

– 1958-1963 гг. СССР, Казахстан, Семипалатинский испытательный полигон

На территории Семипалатинского испытательного полигона была реализована программа гидро-ядерных экспериментов. Исследовалась аварийная взрывобезопасность ядерных зарядов. В опытах по подрыву подкритичных количеств ядерных материалов (плутония и урана-235) на поверхности земли, исследовались также закономерности загрязнения ими местности. Всего за это время в ОС было диспергировано примерно 11 кг плутония. Полученные в ходе экспериментов данные послужили основой для оценок последствий аварий ядерных боеприпасов [Ядерные испытания СССР, 1998].

– 28 сентября 1972 г. Антарктида, научная станция «Макмардо» (США)

После десяти лет эксплуатации была закрыта ядерная энергетическая установка РМ-ЗА мощностью 1250 кВт. Весь период эксплуатации ЯЭУ сопровождался аварийными остановками и утечками радиации. Реактор вместе со 100 бочками загрязнённого грунта был отправлен в США. Полная очистка территории закончилась к маю 1988 г., когда было собрано и удалено около 11 тыс. м3 радиоактивно загрязнённого грунта и материалов.

В Советском Союзе также разрабатывался проект оборудования атомной энергетической установки на антарктической станции. «АРБУС» (Арктическая блочная установка) была смонтирована в г. Мелекесе (ныне Димитровград) на площадке Института атомных реакторов. Но после проблем с ЯЭУ на американской станции «Макмардо» этот проект был свернут [Шашарин, 2001; List of nuclear accidents, 2004].

– 3 апреля 1978 г. Индия, Гималаи

Установлено, что электронная станция-шпион, размещённая ЦРУ США на вершине Нанде-Дейв в Гималаях для слежения за китайскими ракетными базами, была разрушена лавиной. Для питания станции использовалась ЯЭУ, содержащая 1,3 кг плугония-238. Талые воды снежных масс, сходящие с вершины Нанде-Дейв, попадают в реку Ганг. Поэтому не исключено появление плутония в воде, в которой миллионы индийцев купаются, используют для питья и приготовления пищи [The Australian, 1978].

– 25 июня 1995 г. США, штат Мичиган, г. Коммерс

Специальная команда Агентства по охране окружающей среды США, одетая в средства индивидуальной защиты, прибыла в поместье близ городка Коммерс, в 40 км от города Детройта, чтобы изъять несколько сотен килограммов РАО, которые собрал местный подросток с целью создания примитивного ядерного реактора. Для того чтобы заработать специальный значок бойскаута в области изучения атомной энергии, 15-летний юноша сумел получить от специалистов Комиссии по ядерному регулированию (NRC) первичную техническую информацию о конструкции реактора и необходимых радиоактивных материалах. В различных организациях и магазинах он скупил сотни приборов и предметов, содержащих РВ. Молодой человек достиг определённых успехов в концентрировании и очистке радиоактивных материалов. Ему удалось получить количество тория-232, в 170 раз превышающее уровень, подпадающий под лицензирование NRC. Создав примитивную нейтронную пушку, юноша пытался воспроизвести реакцию деления ядерных материалов. Его трехлетние эксперименты не увенчались успехом. Вместо реактора он собрал типичную грязную бомбу, которая реально угрожала безопасности жителей 40-тысячного американского города. Радиационный фон на рабочем месте экспериментатора в 1000 раз превышал природный. Прибывшая команда циркульными пилами разрезала металлический навес, под которым проводил свои работы бойскаут, упаковала РАО в тридцать девять 200-литровых бочек и вывезла их на пункт захоронения. На экологическую очистку местности было затрачено 120 тыс. долларов [Silverstein, 1998; Jurgensen, 2004].

– 14 октября 1997 г. США, штат Флорида, мыс Канаверал, Космический центр им. Кеннеди

По ядерному космическому проекту «Кассини» (стоимостью 4 млрд долл. США) в направлении Сатурна стартовала объединённая межпланетная экспедиция НАСА и Европейского космического агентства. Космическая станция имела на борту 32,8 кг плутония-238 (наибольшее когда-либо запущенное в космос количество радиоактивных материалов). По заявлению НАСА проект «Кассини» был приемлемым по безопасности: вероятность радиационного выброса в течение первых 3 мин после запуска была оценена, как 1:1400; вероятность выброса при подъёме станции на орбиту – как 1:476, а падения корабля на землю на поздней стадии экспедиции, как менее чем 1:1 млн. Сценарий с самым негативным исходом подразумевал, что 120 человек могли бы умереть от рака вследствие аварии космической станции в течение более чем 50 лет. По заявлениям независимых экспертов, если бы КС упала на крупный город, могли погибнуть до 200 тыс. человек [Grossman, 1997].

– 20 января 2006 г. Там же

В направлении Плутона стартовал космический зонд, на котором находился радиоизотопный генератор электроэнергии, содержащий 11 кг диоксида плутония. Американские экологи провели на мысе Канаверал пикет против этого запуска, так как считали неприемлемым старт корабля, содержащего ядерные материалы [РИА Новости, 2006; RAMBLER.RU, 2006].

Аварии при транспортировке радиоактивных материалов

– 16 февраля 1973 г. Голландия, остров Ulieland

При транспортировке в море севернее острова утерян контейнер с радиоактивным источником кобальт-60 [Let the Facts Speak, 1992].

– 12 января 1976 г. США, штат Кентукки, Ashfield.

Шесть барабанов, содержащих РАО, разгерметизировались, когда перевернулся перевозивший их трейлер. Два водителя получили лёгкие травмы. [Let the Facts Speak, 1992].

– 7 октября 1977 г. США, штат Колорадо, Springfield

Объявлена ядерная тревога: 19 т порошка оксида урана высыпалось на дорогу при аварии с машиной, перевозившей радиоактивный материал из штата Вайоминг в штат Оклахома для обработки. Экстренные меры по локализации места аварии помогли избежать распространения загрязнения на другие территории [Let the Facts Speak, 1992].

– 1977 г. Великобритания, Winchester

Полуприцеп, перевозивший 15-тонные контейнеры с ядерным топливом, опрокинулся около города. Пять человек пострадали [List of nuclear accidents, 2004].

– 1978 г. Баренцево море

В юго-восточной части моря во время шторма при транспортировке твёрдых РАО с общей активностью, эквивалентной 40 Ки стронция-90, затонул советский лихтеровоз [1МО, 1993].

– 10 октября 1979 г. Греция, Афины

В афинском аэропорту потерпел аварию самолёт ДС-8, совершавший рейс из Цюриха в Пекин. На его борту находились контейнеры с РН (массой более 500 кг) и груз плутония. Часть радиоактивных упаковок во время пожара расплавилась, что привело к утечке РВ, 14 человек погибли, десять получили серьёзные ранения и ожоги [Фрейман, 1986].

– 9 августа 1980 г. Австралия, г. Сидней

Во время транспортной перевозки в аэропорту Сиднея были разбиты две стеклянные пробирки с радиоактивным йодом-125, используемым в медицинских целях. В течение нескольких суток аварийные службы занимались очисткой асфальтового покрытия загрязнённой дороги [The West Australian, 1980].

– 25 августа 1984 г. Северное море

Грузовое судно столкнулось с автомобильным паромом в 20 км от пролива Зебрюгге (Бельгия) и затонуло на глубине 15 м. В море попали 30 контейнеров с низкообогащённым ураном весом по 15 т каждый. К 4 октября 1984 г. все они были подняты на сушу. Один контейнер оказался повреждённым, что привело к попаданию в морскую воду около 50 кг урана [Ringot, 1987; Безопасность ЯТЦ, 2002]

– 9 июня 1987 г. США, штат Теннеси, г. Ноксвилл

Автомобиль, перевозивший 14 облучённых тепловыделяющих сборок, опрокинулся в 10 милях к западу от города Ноксвилл [WISE/NIRS Nuclear Monitor, 1987]

– 8 августа 1997 г. Россия, Сахалинская область, Охотское море, мыс Марии

При транспортировке вертолётом был утерян радиоизотопный термоэлектрический генератор (РИТЭГ) общей активностью 35 тыс. Ки Sr-90. Проведенные поиски его не принесли положительного результата [Ivanzhin, 1999].

– 11 сентября 1997 г. Россия, Челябинская область, пос. Тюбук

В результате дорожно-транспортного происшествия перевернулась машина с изотопной продукцией, следовавшая из ПО «Маяк» в Челябинской области на предприятие «Изотоп» в городе Екатеринбурге. Произошёл разброс контейнеров с радиоактивными источниками (иридий-192 и кобальт-60). Два контейнера оказались открытыми, из них выпали внутренние колбы. Герметичность их не была нарушена, выброса РВ в окружающую среду не было [Информационный вестник ГОЧС, 1997].

– 3 октября 2000 г. Россия, р. Амур

В районе села Киселёвка затонула баржа, которую буксировал теплоход «Поток» из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре. Баржа перевозила трёхтонный контейнер, содержавший радиоактивный источник – иридий-192, используемый в качестве гамма-излучающего элемента в дефектоскопах [Кузнецов, 2001].

– 2 марта 2001 г. Великобритания

Два вагона поезда, следовавшего на АЭС «Торнесс» в Шотландии, сошли с рельсов. В железнодорожную аварию был вовлечён контейнер для транспортировки ОЯТ. Поскольку крушение произошло на очень маленькой скорости (около 8 км/ч), угрозы радиоактивного заражения не существовало. [Nuclear.ru, 2001]

– 10 сентября 2004 г. Россия, Якутия, Новосибирские острова, о. Земля Бунге

Вертолёт Ми-8МТ, осуществлявший транспортировку двух РИТЭГов, произвёл аварийный сброс груза с высоты 50 м на песчаную поверхность тундры. В результате удара о землю целостность внешней радиационной защиты корпусов РИТЭГов была нарушена, на высоте 10 м над местом их падения мощность дозы гамма-излучения составила 4 мЗв/ч. Причина инцидента – несоблюдение условий транспортировки генераторов (они перевозились вопреки нормам МАГАТЭ без транспортных упаковочных контейнеров) [Сведения о нарушениях, 2004].

Инциденты и происшествия с РИТЭГами

Всего насчитывается примерно 20 инцидентов. В современных условиях угрозы терроризма особую опасность представляет распыление радиоактивных изотопов генератора, что приведёт к крайне тяжёлым последствиям для населения загрязнённой территории. Даже в случае отслужившего срок генератора, у которого активность центральной части составит примерно 10000 Ки, оценка мощности дозы при равномерном распылении содержимого РИТЭГа заставляет задуматься о реальной угрозе радиационной опасности.

Заключение

Неизбежный новый всплеск интереса к аварийности ОИАЭ после катастрофы на ЧАЭС и Фукусиме-1 резко повысил значимость научной и технической информации о произошедшем, интенсифицировал подготовку кадров для решения задач радиационной безопасности населения. Аварийность ОИАЭ стала актуальной интернациональной проблемой.

Анализируя причины крупных аварий ОИАЭ, следует сказать, что значительную роль в их возникновении и протекании с тяжёлыми последствиями играет человеческий фактор. Персонал в аварийных ситуациях действует далеко не оптимальным образом, усугубляя негативные последствия. Система обучения и проверка аварийной готовности персонала должна непрерывно совершенствоваться и действовать постоянно. На ОИАЭ следует иметь бригады аварийного реагирования, оснащённые необходимой техникой, средствами индивидуальной защиты, дезактивации и разведки, связи и радиационного контроля для выполнения противоаварийных мероприятий.

М.И.Рылов, генеральный директор ООО “РЭС-центр”, вице-президент РЗК, Санкт-Петербург
М.Н.Тихонов, ООО “РЭС-центр”, Санкт-Петербург

Литература

1. Технологии обеспечения радиационной безопасности на объектах с ЯЭУ: Монография/Под общ. ред. В.А.Василенко. – СПб.: ООО «НИЦ «Моринтех», 2010.
2. Рылов М.И., Тихонов М.Н. Ядерный и радиационный терроризм//Атомная стратегия-ХХ1, 2014, №92
3.Рылов М.И., Тихонов М.Н. После Чернобыля и Фукусимы-1: выявление и оценка неопределённостей и маловероятных рисков//Экологическая экспертиза, 2014, вып.3, 4.Аварии и инциденты на атомных электростанциях/ Под ред. С.П. Соловьева. – Обнинск, ИАТЭ, 1992
5.Ковалевич О.М., Сидоренко В.А., Штейнберг Н.А. О проблемах обеспечения безопасности ядерной энергетики в СССР // Атомная энергия, май 1990, т.68, вып.5
6.Чернобыльская катастрофа: причины и последствия (экспертное заключение). В четырёх частях. – Минск, 1993.
7. Белозерский Г.Н., Деев Е.З. Проблемы оценки последствий радиационных аварий и катастроф и их уроки//Сборник докладов 1Х Межд. ядерного форума «Аварийная готовность и реагирование» 2014
8.Крышев И.И., Рязанцев Е.П. Экологическая безопасность ядерно-энергетического комплекса России. – М.: ИздАТ, 2000.
9.Симановский Ю.М. Классификация аварийных ситуаций и аварии на объектах ИАЭ//Сборник докладов 1Х Межд. ядерного форума «Аварийная готовность и реагирование» 2014
10.Чернов Е.Д. Тайны подводных катастроф. – СПб.: Изд. дом «Нева», 2002
11.Осипенко Л., Жильцов Л., Мормуль Н. Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы. – М.: Изд-во «Боргес»,1994.
12.Кузнецов В.М., Назаров А.Г. Радиационное наследие холодной войны: опыт историко- научного исследования. – М.: Ключ-С, 2006
13.Рылов М.И., Тихонов М.Н. Радиационная география России как объект системного исследования. В 2-х томах. – СПб.: «Пресс-Сервис», 2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *