. Колокол Чернобыля 1987 | ЯСталкер

Колокол Чернобыля 1987

5/5 - (1 голос)

Колокол Чернобыля

Первый полнометражный фильм о Чернобыльской трагедии, снятый в мае-сентябре 1986 года, встреченный в штыки Минатомом, грозившим запретить фильм навсегда. Спустя несколько месяцев фильм получил призы авторитетных международных кинофестивалей.

В фильм вошли следующие киносъемки:

– руины 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС, виды города Припять;
– дозиметрический контроль автомашин;
– работа дозиметристов в сельских населенных пунктах;
– жители одной из деревень беседуют между собой (синхронно);
– солдаты действуют у развалин 4-го энергоблока;
– дезактивация домов в зараженных населенных пунктах, садов;
– вид опустевших деревень в зараженной зоне;
– служба в одной из церквей;
– работа государственной комиссии по приемке дезактивированной деревни;
– больные, получившие большие дозы облучения, в одной из больниц Киева;
– эвакуированные жители населенных пунктов, попавшие в зону заражения, на новом месте жительства;
– группа ученых на борту вертолета проводят обследование 4-го энергоблока АЭС;
– интервью Е. Велихова (синхронно).
– строительство саркофага для 4-го энергоблока;
– интервью очевидцев аварии, сотрудников станции, жителей деревень, ликвидаторов аварии на АЭС (синхронно).

В фильме были сняты жители Чернобыльского, Полесского и Наровлянского районов.

«Колокол Чернобыля» занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как фильм, который был показан во всех странах мира, где есть телевидение

ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА

Режиссер Р. Сергиенко
Операторы: И. Двойников, К. Дурнов, В. Фроленко
Авторы сценария: В. Синельников , Р. Сергиенко
Консультант: Е. Велихов
Композитор О. Каравайчук
Диктор Б. Невзоров
Звукооператоры: М. Гапеев, В. Дорфман, Ю. Оганджанов,
Редактор А. Голубев
Монтажёры: Т. Дзелинковская, Н. Матвиенко, Д. Ломакина, Л. Найдёнова
Другие создатели: С. Сергиенко , А. Грибешков, В. Зорин, В. Микоша (младший), Д. Рыжих, З. Мариновская, Б. Федосов, Ю. Страхов, В. Кецмец, Г. Кульчицкий, В. Шабунин

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

1987 — Специальный Золотой приз “За профессиональное мужество” МКФ
1987 — “Серебряная пластина” XIX Международного фестиваля документальных фильмов в Нионе (Швейцария)
1987 — “Серебряный дельфин” Международного фестиваля документальных фильмов в Трое (Португалия)
1987 — “Хрустальный приз” XXX Международного фестиваля документальных и короткометражных фильмов в Лейпциге (Германия)
1987 — Золотая медаль “ЭКСПО-87”

Цитаты

Мы со съемочной группой готовы были прилететь в зону аварии на следующий день после взрыва. Не пустил зампред Совмина Б.Е. Щербина, отвечавший за ядерную энергетику в стране. И только личное вмешательство члена Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлева помогло нам прорваться в зону. Но готовый фильм лег на «на полку». Тот же Борис Евдокимович Щербина создал «чернобыльскую» комиссию из представителей 33 министерств, и ни одна муха не могла пролететь в общественное пространство. Именно эта комиссия запретила фильм. И если бы не покойный Элем Климов — руководитель Союза кинематографистов СССР, то картина вообще бы не вышла. Он взял на себя смелость показать ее пленуму Союза без разрешительного удостоверения, которое выдавала цензура. После этого показа фильм уже невозможно было остановить. Он обошел все страны мира, где есть телевидение, за что и был вписан в Книгу рекордов Гиннеса… – Владимир Синельников, кинодраматург, продюсер, председатель Региональной общественной организации “Союз «Чернобыль» Москва”

В Зоне на каждом шагу нас подстерегали неожиданности самая первая – при остановках полностью отсутствовал шум. Поразительная, мертвая тишина! Лишь с приближением к г. Чернобыль появился шум от вертолетов, за которыми тянулся темный «хвост» распыляемой жидкости. Так проводили пылеподавление.

Каждый день мы выезжали из Киева рано утром, часа в 4 или 6, и возвращались ближе к полуночи. Работали почти на автомате, не чувствуя усталости. Она навалилась потом, когда уехали из Зоны.
Поддерживали тесный контакт со штабом ликвидации аварии. Нашим проводником и основным консультантом согласился быть Велихов Евгений Павлович. Поздышев Эрик Николаевич, директор станции, очень дружелюбно относился к нам, и помогал, чем мог. Например, подсказывал где, какие важные и интересные работы происходят или будут производиться, а наличие разрешения ЦК подписанное секретарем Лигачевым, позволяло нам практически беспрепятственно передвигаться по Чернобыльской зоне и станции.[…] – Роллан Сергиенко, режиссёр, сценарист

Перед просмотром в Госкино свое слово должна была сказать Правительственная комиссия по ликвидации аварии. Её председатель Щербина Б.Е. сказал: «Много лишнего, ненужного показываете. И вообще это ненужная картина, ни для кого». Забраковали. Но через неделю решили ещё раз посмотреть уже вместе с секретарем ЦК Долгих В.И. и министром по кинематографии Ермаш Ф.Т.

Б. Щербина остался при своем мнении. Зачем говорит, церковь снимали, уберите. В. Долгих не понравилось, что А. Пугачевой много. Пришлось уступить и Пугачеву убрать, но своим я сказал: «Берегите, не выбрасывайте». Потом, через несколько лет, я вернул эти кадры в фильм. Но тогда, в декабре 1986 года, фильм всё равно запретили к показу.

Колокол Чернобыля

Заместитель Председателя Совета Министров СССР Борис Евдокимович Щербина (на фото сидит третий слева).

Однако нам повезло. В конце января, начале февраля 1987 года в Москве проходил международный форум «За выживание». Е. Велихов предложил показать фильм на форуме, и, слава Богу, директор студии согласился. Первый показ фильма был в гостинице «Космос» на этом форуме.

После показа ко мне подошли немцы и попросили прислать наш фильм на Берлинский кинофестиваль. И, слава Богу, что у студии, в комитете Госкино, хватило смелости и решимости отправить «Колокол Чернобыля» в Берлин.

Когда через год мы представили на Правительственную комиссию второй фильм о Чернобыле «Порог», то нам сказали, что если первый фильм вы хитростью пробили, то с этим фильмом у вас так не получится».

Как же они ошибались! Благодаря выходу в мир фильма «Колокол Чернобыля», благодаря резонансу на многих кинофестивалях Европы (фильм купили 36 стран мира) Роллану Сергиенко уже не могли запретить снимать фильмы о Чернобыле. Его вынуждены были пускать в Чернобыльскую зону. Они могли запретить фильмы, как это случилось с «Порогом», но из-за развала Союза эти фильмы стали доступны всем людям.

Порог

2-я годовщина катастрофы на ЧАЭС. Трагедия глазами молодых чернобыльцев, припятчан, работников ЧАЭС, лишившихся родины, работы, своего здоровья и здоровья своих детей. В фильме звучат песни бывшего инженера ЧАЭС В. Шовкошитного, ставшего поэтом, писателем, общественным деятелем. Использована любительская съёмка 26 апреля 1986 года.

Цитаты

Фильм, пробивший “железный” занавес замалчивания последствий Чернобыльской катастрофы. Практически сразу, после сдачи фильма и премьеры в Союзе кинематографистов СССР, а также участия в Первом МКФ неигрового кино в Ленинграде «Послание к человеку», “Порог” был арестован представителями Межведомственной комиссии. 5 января 1989 года специалисты заинтересованных ведомств на заседании секретариата СК СССР огласили свой приговор. Авторам было строго указано, что согласно установленному порядку еще до осуществления съемок необходимо было предоставить сценарий экспертной группе для составления заключения. Из текста фильма: “Согласно Перечню сведений по вопросу об аварии на Чернобыльской АЭС, не подлежащих опубликованию в открытой печати, радио- и телевизионных передачах, предписывалось изъять прямые и косвенные указания на величины доз облучения, любую информацию о работоспособности и состоянии лиц, подвергшихся во время или после аварии действию радиации, а также сведения о количестве военнослужащих, участвовавших в ликвидации аварии”. Заключение экспертной комиссии более чем на полгода положило фильм на «полку». Только в результате депутатского запроса на весенней сессии Съезда Верховного Совета СССР “Порог” получает разрешение на тираж и прокат. Разрешение, однако, не означает должного его осуществления. Ни тираж, ни прокат картины нельзя будет назвать «широкими». Также как отдельную победу гласности над «полугласностью» – окончательной. К сожалению, нам пока не удалось найти качественную копию фильма на его родине. Сам фильм, который мы совместно восстанавливали (команда сайта pripyat.com), как и афиша к нему, получены от немецких коллег, где премьера фильма состоялась еще 8 марта 1990 года, и произвела широкий резонанс в обществе. – Сайт г. Припять (pripyat.com)

В Припяти впервые я оказался в конце мая 1986 года, то есть, уже после того, как произошла катастрофа. Я оказался там, уже начав снимать фильм «Колокол Чернобыля». Я оказался там, уже побывав на станции, на разрушенной станции, а так же в бункере, под станцией, и на крыше 4 блока. Я оказался там, уже увидев и понимая, что произошло, ощущая кожей, сердцем, душой, всю мощь трагедии, которая произошла, и которая задела, не могла не задеть, тысячи и тысячи, а может быть и миллионы, людей. – Роллан Сергиенко (интервью с режиссером, февраль 2006 год)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *