Для работ на ЧАЭС были направлены сотни единиц дорожных и строительных машин (бульдозеры, бетоновозы, скреперы, грейдеры, автокраны и т.д.), а также специальной техники инженерных войск. Многие из них были роботизированы и имели дистанционное управление.
НИКИМТ ИМР-2Д «Динозавр»
Определяющую роль для разбора радиоактивных завалов вокруг 4-го блока сыграли инженерные машины разграждения (чаще всего – ИМР и ИМР-2). В Чернобыле их называли «Динозаврами» из-за внешнего сходства. Они были оснащены бульдозерным и крановым оборудованием и имели телескопическую стрелу с захватом-манипулятором. Они использовались для разгребания завалов, снесения построек, покрытия территории слоем песка, гравия и др.
О роботизированном комплексе «Клин-1» ВНИИТрансмаш на базе ИМР рассказывал ранее.
Машина была разработана на базе танка Т-72А и серийно выпускалась ПО «Уралвагонзавод» в городе Нижний Тагил. Ее основное назначение – помощь в продвижении войсковых колонн по территории, подвергшейся применению ядерного оружия.
Начало мая 1986
Разбросанные взрывом радиоактивные обломки сгребались и загружались ими в металлические контейнеры, затем контейнеры захватом-манипулятором устанавливали на бронетранспортеры.
Почти сразу же выяснилось, что для работы в специфических условиях локальной зоны 4-го блока ИМР имеет ряд существенных недостатков. Ее конструкция предусматривала защиту от радиоактивных источников, расположенных на земле. У разрушенного блока излучение падало на ИМР и с боков, и сверху. Управление механизмами машины осуществлялось визуально, что приводило к облучению оператора.
Когда случилась авария на ЧАЭС в 1986 году, Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии (НИКИМТ) уже располагал не только практическим опытом ликвидации различных аварийных ситуаций на ядерных объектах (в том числе ликвидации последствий радиационных аварий на ПО «Маяк» 29.09.1957 в Челябинске-40), но и большим научно-производственным потенциалом.
Май 1986
НИКИМТ было поручено срочно доработать ИМР-2. Силами инженеров по мере выявления недостатков ИМР шла ее модернизация, которая выполнялась буквально за считанные дни. На
Опытном заводе НИКИМТ была создана модификация ИМР-2Д.
3 июня 1986
Машина ИМР-2Д доставлена в Чернобыль.
Основные доработки:
– усиленная защита от радиации (коэффициент ослабления до 1000),
– возможность наблюдения за движением и действиями механизмов с помощью телекамер,
– оснащение системами тонкой очистки воздуха от радиоактивных аэрозолей на базе системы фильтрации воздуха от Т-80 и т.п.
Общий вес машины ИМР-2Д составил 57 тонн за счет 13 тонн свинцовой защиты и дополнительного оборудования. Данные машины, активно использовались в качестве пункта управления для другой техники, оснащенной радиоуправлением: на видео ниже из ИМР управляют тракторами ДЭТ-250 и ПДМ Sandvik Tamrock TORO 400
НПО «Сибцветметавтоматика» Робот-бульдозер ДЭТ-250
Накануне 9 мая 1986 года, генеральный директор красноярского НПО «Сибцветметавтоматика» М.Е. Царегородцев, принимал в гостях соседа, полковника КГБ. Мужчины сели за стол, поговорить и отметить годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В этот момент раздался звонок, в комнату вошла супруга Михаила Егоровича.
— Миша, Москва на проводе.
Царегородцев быстро подошел к телефону. Первым заговорил начальник главка, которому подчинялось НПО «Сибцветметавтоматика».
— Ты про беду нашу слышал?
— Краем уха, — ответил Михаил Егорович.
— Что у тебя есть готового?
Два бульдозера. Один опытный, второй в Балее, на складе. К разговору подключился заместитель председателя Совета министров СССР Борис Евдокимович Щербина. Он был немногословен.
— Тебе даются чрезвычайные полномочия. Любые твои пожелания будут выполнены.
1970-е
«Сибцветметавтоматика» вела разработку радиоуправляемых бульдозеров ДЭТ-250 Челябинского тракторного завода. По каким-то причинам, после первых испытаний работы были прекращены, а документация в весьма сыром виде направлена в архив.
1983
По заказу «Забайкалзолота» работа возобновилась. Фактически пришлось заново формировать команду инженеров-разработчиков. Часть аппаратуры была изготовлена по имеющимся документам, часть пришлось разрабатывать вновь. Первый бульдозер ДЭТ-250 на радиоуправлении был испытан в деревне Хмелево летом 1983 года. Бульдозер был сдан заказчикам, документация ушла в архив и работы прекратились в очередной раз.
Май 1986
Столичное руководство дало Михаилу Царегородцеву распоряжение в сжатые сроки подготовить 10–12 бульдозеров, оснащенных системой радиоуправления. Такая техника требовалась для работы на ЧАЭС, в районах с высоким уровнем радиации. Вот эти разработки и легли в основу правительственного задания.
Радиоуправляемые бульдозеры ДЭТ-250 были направлены на расчистку завалов и строительство дорог к разрушенному энергоблоку, работы по созданию фундамента под Саркофаг. На этом участке были задействованы 7 бульдозеров, остальные распределены по соседним участкам.
НИКИМТ Робот на основе Foresteri
Лето 1986
Поставлена задача разработать управляемого дистанционно робота на основе манипулятора грейферного погрузчика финского производства Foresteri. Для очистки кровли 4-го блока от радиоактивного мусора необходимо было оснастить его опорой с распределенным давлением на крышу, автономной гидравлической станцией и рабочим органом, а также дистанционным управлением и телевизионной системой наблюдения.
“Мной было предложено оснастить робот шагающим приводом, чтобы он мог автономно передвигаться по крыше, но из-за жестких сроков мое предложение было отклонено, что сыграло впоследствии негативную роль.” – Вячеслав Павлович Соболин, ликвидатор, начальник группы отдел №46 НИКИМТ
Август 1986
2 робота на основе манипулятора Foresteri доставлены в Чернобыль. Но применение роботов было отложено.
“Все уповали на работу автоматической зарубежной техники, которая, как оказалось, в тех условиях радиоактивности показала себя не особенно надежной.” – Вячеслав Павлович Соболин, ликвидатор, начальник группы отдел №46 НИКИМТ
Декабрь 1986
Когда робот потребовался для очистки крыши, оказалось, что во время транспортировки на ЧАЭС роботы были повреждены, нахождение на складе в течение 5 месяцев также негативно сказалось на состоянии робота.
Февраль 1987
Прикомандированы сотрудники НИКИМТ для починки механизмов робота. Через неделю один из роботов был установлен на крышу одного из зданий для сдирания настила кровли нашпигованного кусками радиоактивного топлива и другого мусора, который вплавился в рубероид. За один день дистанционного управления роботом удалось очистить 100 кв. метров крыши.
И вот встал вопрос о перемещении робота на новое место. Сам он двигаться не мог, здесь бы пригодился автономный ход. Кран Demag способный его переместить был нарасхват, выбить его было очень сложно. Во время перемещения необходимо было выходить на чердак и через окно по рации координировать крановщика.
Март 1987
Роботами на основе манипулятора Foresteri очищено 700 кв. метров крыш различных зданий.
Робот-бульдозер Komatsu D155W
Подводный без кабинный бульдозер, созданный японской Komatsu в 1969 году, до сих пор используется при сооружении портовых причалов, благоустройстве водохранилищ, укреплении береговой полосы и других подобных работах, когда строительная площадка находится на глубине 7 м. Вертикальная труба в центре машины — это шноркель, по которому воздух поступает к двигателю и вторая труба — для выпуска выхлопных газов. На машинах в Чернобыле шноркель демонтирован за ненадобностью. Управляется этот бульдозер дистанционно, так как в мутной воде толку от водителя в кабине будет не много.
На данный момент произведено всего 36 подобных бульдозеров, в строю остались всего 5, все они принадлежат Komatsu. Ещё один компания собрала для ускорения восстановительных работ в Японии после Великого восточно-японского землетрясения в 2011.
В Чернобыле D155W применялись для уборки высокорадиоактивного “мусора” на территории ЧАЭС, а также участвовали в ликвидации Рыжего Леса. Из-за отсутствия какой-либо защиты от радиации регулярно терял управление на территории, непосредственно прилегающей к АЭС.
Самоходная погрузочно-доставочная машина Sandvik Tamrock TORO 400
Управление финскими роботом-ПДМ осуществлялось из ИМР. Системы радиоуправления были экранированы свинцом. Четырехколесное двузвенное шасси, шеститонный ковш-отвал, может тянуть/толкать 5 тонн. Выполнял земельные и дорожные работы, расчищал завалы. Стандартный двигатель TORO 400 с электроприводом – электродвигатель трехфазный, с короткозамкнутым ротором мощностью 110 кВт.
1987
На объекте появились три автокрана немецкого концерна Liebherr со 110-метровой стрелой и компьютерным управлением. Они предназначались для строительства Игналинской АЭС в Литве, но судьба распорядилась иначе.
При строительстве Саркофага использовались иностранные бетононасосы фирм Worthington, Putzmeister и Schwing. Их основная задача — подача бетона под давлением на определённую высоту. Все бетононасосы были оборудованы пультами дистанционного управления и видеокамерами для дистанционного управления.
ЧАЭС. Роботы-ликвидаторы. Часть – 1
ЧАЭС. Роботы-ликвидаторы. Часть – 2
Просмотров: 3