Армия. ЧАЭС 1986

РОЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ГРУППИРОВОК СИЛОВЫХ МИНИСТЕРСТВ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ

Оперативная группировка МО СССР, ее составные части и их предназначение

По стечению обстоятельств, 26 апреля 1986 года руководящий состав МО находился на сборах в Прикарпатском военном округе. Министр обороны маршал Советского Союза Соколов С. Л. около полудня на экстренном совещании объявил о катастрофе на ЧАЭС и определил конкретные задачи основным силам МО, выделенным для ЛПК.

Как вспоминает генерал армии Лобов В. Н. (в тот период, командующий Среднеазиатским военным округом, САВО) в соответствии с указаниями министра в САВО был подготовлен полк и приведен в готовность к выдвижению в район катастрофы. Впоследствии личный состав полка участвовал в дезактивации объектов АЭС, консервации “рыжего” леса и других мероприятий.

Министр обороны был включен в состав ОГ ПБ ЦК КПСС, основная тяжесть работ по Чернобылю “легла” на плечи начальника ГШ маршала Советского Союза Ахромеева С. Ф.

В этот период управление развертыванием и функционированием оперативной группировки МО в Чернобыле взял на себя Генеральный штаб, подтвердивший готовность и способность к решению внезапных и сложных задач. По распоряжению ГШ 26 апреля транспортной авиацией перебрасываются подразделения мобильного отряда Приволжского военного округа. Организуется воздушная радиационная разведка, доставляются необходимые грузы, направляются в район катастрофы медицинские части для оказания первой помощи пострадавшему населению. Под руководством ГШ разрабатываются жесткие планы работы ОГ. На их основе в оперативных группах, соединениях и частях разрабатывались частные планы работ с определением конкретных задач, последовательности их выполнения и детальным расчетом сил и средств. Разрабатываются и направляются в чернобыльскую группировку директивы определяющие задачи соединениям и частям.

Сложность и новизна задач потребовала значительных усилий начальника ГШ, а ведь кроме Чернобыля ему приходилось решать и другие задачи по поддержанию боевой готовности войсковых соединений и частей МО. В связи с этим он принимает решение поручить организацию работ в Чернобыле первому заместителю начальника ГШ – генералу армии Варенникову Валентину Ивановичу, возглавлявшему в тот период Оперативную группировку войск МО в Афганистане.

Вот как он комментирует это назначение. С. Ф. Ахромеев позвонил ему в Кабул “… Валентин Иванович… Я больше так работать не могу – каждый день “сижу” на Чернобыле. Но у Генерального штаба много и других забот. Поэтому Вы сейчас два-три дня врастайте в обстановку, а потом придется на пару месяцев ехать в Чернобыль и все взять на себя, в том числе организовать все основные работы по ликвидации последствий аварии и снять с меня эту обузу”. Я ответил: “Готов”… Находясь еще в Кабуле, начал создавать в Москве свою Оперативную группу, предложил Ахромееву создать Научный центр МО и во главе поставить генерал-лейтенанта Федорова Алексея Константиновича (подробней о НЦ МО – в параграфе 4.2.)

В ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС принимала участие все страна. Всеми работами в районе катастрофы руководили ПК СМ СССР и ОГ Политбюро ЦК КПСС. Уже на 1-м заседании ОГ было обращено внимание Начальника ГО СССР генерала армии А. Т. Алтунина на отсутствие четкой программы по осуществлению комплекса мер в связи с катастрофой на ЧАЭС, поставлена задача на необходимость срочной разработки и реализации мероприятий по устранению ее последствий. Начальнику Генерального штаба маршалу Советского Союза С. Ф. Ахромееву было поручено обеспечить развертывание бригады химических войск в максимально сжатые сроки и выделить 10 тыс. армейских продовольственных пайков для эвакуированного населения (Протокол № 1 заседания ОГ от 29. 04. 86г.)[4].

Указания Правительственной комиссии и ОГ в ВС (как и в других министерствах и ведомствах) выполнялись четко качественно и в установленные сроки. Так, на 2-м заседании ОГ ПБ Начальник ГШ доложил о выдаче населению армейских продовольственных пайков, о предстоящем 2 мая 1986 года формировании бригады химических войск в составе 2 тыс. военнослужащих и 650 единиц техники, которая 4 мая приступит к работам на ЧАЭС (Протокол № 2 заседания ОГ от 30. 04. 86 г.) [4].

Учитывая масштабы дезактивационных работ постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 634-188 от 29 мая 1986 г., с целью ускорения мобилизационного развертывания необходимых соединений и частей было разрешено призвать из запаса на специальные учебные сборы сроком до 6 месяцев необходимое количество военнообязанных, привлечь из народного хозяйства потребные технические средства на период выполнения работ. Причем призыв военнообязанных осуществлялся сверх лимитов установленных МО СССР Постановлением СМ СССР от 20 августа 1985 г. № 793-236 [54].

Уже к августу 1986 года сложившаяся экологическая ситуация привела к необходимости создать Чернобыльскую группировку войск численностью около 40 тыс. человек и поддерживать ее в течение последующих двух лет на уровне 20 тыс. человек.

В докладной штаба ГО УССР о ходе ликвидации аварии на ЧАЭС сообщалось, что по состоянию на 31 августа 1986 г. в ЛПК на ЧАЭС принимают участие 111 соединений и частей общей численностью 39245 человек, в том числе дивизий – 1 (25 МСД), бригад – 2 (25, 26 БрХ3), полков-23 (в т.ч. ОМП ГО-9), батальонов 28 (в т.ч. ГО-1), рот-8, отдельных подразделений – 49 [99].

В дальнейшем количество военнослужащих в районе ликвидации последствий катастрофы постепенно уменьшалось вплоть до завершения крупномасштабных работ в 1990 году, когда с Вооруженных Сил по постановлению Совета Министров были сняты основные задачи. В целом они сводились к следующему: оценка масштабов катастрофы ведением радиационной разведки на обширной территории страны и, в первую очередь, в 10-ти км зоне ЧАЭС; проведение дезактивации зараженной территории, в том числе непосредственно на АЭС; предотвращение роста масштаба катастрофы, обеспечение локализации и захоронение аварийного блока и др.

Перечень задач окончательно сложился к концу мая 1986 года, когда войскам Чернобыльской оперативной группировки ставились комплексные задачи непосредственно Правительственной комиссией, Войскам поручались дезактивационные работы в масштабе всего района катастрофы. Военные оказывали помощь местным органам власти продовольствием и другими материальными средствами. Возложенные задачи войска решали, взаимодействуя с оперативными группировками Минэнерго, Минсредмаша, МВД, Минздрава, Госкомгидромета и других министерств и ведомств.

В первые часы катастрофы к ликвидации ее последствий были привлечены только ведомственные формирования Минэнерго и Минсредмаша СССР, МВД, силы Гражданской обороны, которые были заранее подготовлены к этой работе. Однако начало работ показало, что наличных сил и средств недостаточно. Срочность проведения работ диктовала необходимость привлечения специальных подразделений Министерства обороны и Гражданской обороны, поэтому решением Министра обороны уже к 27 апреля 1986 года военно-транснортными самолетами были переброшены оперативная группа мобильного отряда ликвидации последствий радиационных аварий (272 человека, 65 ед. техники) химических войск, отдельный механизированный полк и батальон спецзащиты ГО, а также медицинские части для оказания помощи населению. Кроме того, для обеспечения работы войск и гражданских формирований в район катастрофы к 30 апреля прибыла тыловая база КВО. К исходу 1 мая было подвезено имущество двух полевых госпиталей, 1630 специальных и 1400 армейских палаток, 2000 комплектов постельных принадлежностей, 1500 комплектов обмундирования, 25000 защитных костюмов, 25000 доз радиационных препаратов и 25000 респираторов.

К исходу 2 мая к ликвидации последствий катастрофы было привлечено 20 частей и отдельных подразделений, задействовано свыше 6 тыс. человек и 1400 единиц различной техники. Развертывались соединения и части, не имевшие по своей организационной структуре, назначению и техническому оснащению аналогов в прошлом. С целью координации действий различных родов войск ВС в районе ЧАЭС была создана Оперативная группа МО под руководством Главнокомандующего войсками Юго-Западного направления генерала армии И. А. Герасимова (Протокол № 4 заседания ОГ ПБ от 3. 05. 86 г.). К исходу 9 мая дополнительно были сформированы и развернуты 2 бригады и 7 полков химической защиты, а к 17 мая -2 инженерно-дорожных полка для возведения водоохранных сооружений с целью предотвращения распространения радиоактивных веществ. Для создания Чернобыльской оперативной группировки войск были задействованы мобресурсы западных военных округов, а также Московского, Северо-Кавказского, Среднеазиатского, Приволжско-Уральского и Сибирских военных округов.

По мере развертывания работ продолжалось наращивание сил. К середине мая группировка войск насчитывала около 30 тыс. человек, а к 25 августа в ее состав входило более 111 соединений, частей и учреждений численностью около 40 тыс. человек, включая 32 тыс. человек, призванных из запаса, и 10 тыс. единиц техники. Из народного хозяйства было поставлено до 4 тыс. единиц техники. За весь период участия Вооруженных сил в ликвидации последствий катастрофы через Чернобыль прошло более 600 тысяч военнослужащих [100].

Основу сил и средств, решающих наиболее сложные и объемные задачи, составляли химические и инженерные войска, силы и средства ГО, а также медицинские батальоны и части мотострелковой дивизии Мероприятия по формированию войск проводились Генеральным штабом ВС.

Характер принимаемых мер на государственном уровне, и уникальность задач потребовали особой организационной структуры управления войсками и силами. Были созданы оперативные группы управления в Генеральном штабе, Главном штабе ВВС, управлениях начальников химических и инженерных войск, Гражданской обороне, в некоторых главных и центральных управлениях Минобороны. В районе катастрофы был развернут рабочий орган Министерства обороны – Оперативная группа МО, возглавляемая руководящим составом, наделенным широкими полномочиями.

Для разработки научно обоснованных рекомендаций тактики действий войск, а также методов выработки научно-практических рекомендаций, ведения прикладных и поисковых исследований был создан научный центр Министерства обороны.

Из двенадцати сформированных на различных уровнях оперативных групп девять групп и один научный центр функционировали непосредственно в районе катастрофы.

Система управления войсками в оперативном и тактическом звеньях, при решении крупномасштабных задач во всем районе АЭС, основывалась на централизованном принципе управления. При решении частных задач, на относительно обособленной территории (секторах и зонах), допускалось децентрализованное управление. Созданная структура органов управления в целом обеспечила руководство выполнением Вооруженными Силами задач, а также рациональное использование выделенных для этих целей сил и средств.

Основные усилия оперативной группы в Чернобыле Министерства обороны были направлены на:

– организацию работ по ЛПК на ЧАЭС;
– руководство дезактивацией загрязненных территорий;
– обобщение и анализ радиационной обстановки, доведение ее в Генштаб и в войска;
– наращивание усилий путем привлечения дополнительного контингента войск (после уточнения задач, вызванных увеличением объема работ);
– определение способов решения внезапно возникающих дополнительных задач;
– организация взаимодействия войсковых сил с формированиями других министерств и ведомств;
– проведение оперативного и перспективного планирования работ;
– организация всестороннего обеспечения, включая обеспечение местного населения продовольствием и водой.

В целях упорядочения системы управления войсками, повышения их ответственности вся подконтрольная территория, подвергшаяся радиоактивному заражению, разбивалась на три сектора с выделением так называемой особой зоны, включающей собственно территорию АЭС со всеми сооружениями, ст. Янов и г. Припять.

Полную версию можно прочитать по ссылке

Просмотров: 3

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru