Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Ядерное оружие – это добро. Но только когда оно мирно лежит на складах и своим существованием напоминает, что лучше не делать так, чтобы его со склада достали. Правда к этой простой истине в ВВС США пришли не сразу.

Основной задачей любых вооруженных сил в мирное время является непрерывная боевая подготовка к вероятной войне. А стратегическая авиация в 50-х годах была единственным родом войск США, способным доставить ядерное оружие до территории СССР. Разумеется, поведение любого самолета в воздухе с подвешенным боезапасом/без него отличается, и потому экипажи желательно готовить к полетам с полной загрузкой. Почему для этого использовались достаточно дорогие бомбы, а не безопасные массогабаритные макеты? Неизвестно. Многочисленные самолеты США несли на борту ядерное оружие во время учебных, патрульных, транспортных и других полетов, и разумеется, иногда падали. Именно таким случаям, а так же причинам, по которым они происходили на протяжении 18 лет, посвящена эта статья.

О потере ядерных боеприпасов воздушного базирования в СССР известно немного: с большой долей вероятности можно утверждать, что таких инцидентов не было вообще — слава ММГ. Потери атомного оружия в СССР связаны с подводным флотом или баллистическими ракетами — тут уж США «остались далеко позади».

Немного о безопасности ядерного оружия

Согласно нормативным документам, во время не боевых вылетов на атомных бомбах должно(!) отсутствовать (быть извлечено) плутониевое ядро или капсула, которое входило в конструкцию большинства атомных бомб в 50-е годы. Именно этот элемент после подрыва фугасной боевой части (БЧ) из обычного взрывчатого вещества (ВВ) запускал цепную реакцию и ядерный взрыв. Да и помимо этих “детонаторов” инженеры делали конструкцию бомб максимально надежной и устойчивой к внешним воздействиям и дуракам. Но все эти меры, хоть и снижали до минимума (но не исключали полностью) вероятность непреднамеренного ядерного взрыва, не влияли на еще два риска, которые появлялись в случае серьезной аварии с самолетом-носителем:

1. Детонация фугасной БЧ с последующим разрушением конструкции и поражением окружающей местности взрывной волной и осколками, а так же потерей дорогостоящей бомбы.

2. Радиационное заражение окружающей местности в результате повреждения оболочки ядерной боевой части взрывом/огнем/ржавчиной и последующей утечки радиационных веществ.

Все выше сказанное относится к ситуации, когда атомная бомба находится в «транспортной» конфигурации, а не в боевой. Но руководство ВВС США приняло все эти риски, и полеты с ядерным оружием стали обыденными и массовыми. Конец немного предсказуем.

Первому игроку приготовиться

И первый такой инцидент случился с самолетом B-36 “Миротворец”. Всем был хорош этот бомбардировщик, но имел два недостатка:

1. Планер самолета строился с широким использованием магниевых сплавов, а магний, как знает любой школьник, очень красиво и ярко горит.

2. Двигатели B-36 тоже имели свойство красиво и ярко гореть по любому поводу. Их былинная “надежность” даже подарила самолету много прозвищ от летчиков, которым красивое керосиново-магниевое пламя почему-то совершенно не нравилось.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

И вот 13 февраля 1950 года у очередного B-36 во время полета над Тихим океаном в районе Аляски из-за обледенения загорелся двигатель. Звучало бы смешно, если бы следом не вышло из строя еще три двигателя и не будь на борту атомной бомбы. Поняв, что до берега не дотянуть, экипаж сбросил ее в море, а сам покинул самолет на парашютах. Через неделю 12 из 17 летчиков были найдены и спасены, а бомба так и осталась лежать на дне моря. Ловили ли в тех краях гигантских двухголовых рыб за прошедшие 70 лет — неизвестно…

Первопроходец

B-29 вошел в историю как первый (и пока единственный) самолет, применявший ядерное оружие в боевых условиях. Построенный в большом количестве, этот самолет эксплуатировался и после Второй мировой войны.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

B-29 Superfortress

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Гора Манзано. Прекрасна и без рыжих деревьев

11 апреля 1950 года вскоре после взлета из авиабазы Киртланд бомбардировщик с атомной бомбой на борту врезался в гору Манзано. 13 членов экипажа погибло, а вскоре, в результате возгорания разлившегося топлива разрушилась внешняя оболочка бомбы и взорвалась фугасная БЧ. Радиоактивная часть, к счастью, взрыв выдержала, а извлеченный детонатор предотвратил цепную реакцию.

Потеря управления

13 июля 1950 года «тяжёлый стратегический бомбардировщик средней дальности» B-50 Superfortress, выполнявший тренировочный полет, по неизвестной причине потерял управление и врезался в землю недалеко от города Лебанон. Шестнадцать членов экипажа погибло. Повреждения бомбы аналогичны предыдущему случаю.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

B-29 на максималках

Корейская война

Через три дня после начала войны в Корее на авиабазе Андерсен острова Гуам было сформировано 19-е бомбардировочное авиакрыло, которое сразу же начало совершать боевые вылеты. Вскоре было принято решение перебросить на авиабазу «просто на всякий случай» десять атомных бомб Mark 4. 5 августа 1950 года у летевшего на Гуам B-29 с 20 членами экипажа и пассажирами на борту прямо на взлете начался неконтролируемый рост оборотов винта у двух двигателей, а вскоре после отрыва не убралось шасси. Экипаж попытался приземлиться, но плохо управляемый самолет рухнул и загорелся. Нескольким членам экипажа удалось выбраться самостоятельно и вынести раненых, но через 20 минут после начала пожара ВВ бомбы взорвалось. Погибло 19 человек (включая спасателей на земле), в том числе бригадный генерал Роберт Трэвис.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Авиабаза Андерсен

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Генерал Роберт Трэвис. После катастрофы авиабазу переименовали в его честь

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Mark 4. Содержит 2300 кг обычной взрывчатки

Богатства природы

Река Святого Лаврентия — крупная водная артерия, соединяющая Великие Озера с Атлантическим океаном. Именно над ней у бомбардировщика B-50, перевозившего атомную бомбу с территории Канады в США, 10 ноября 1950 года вышел из строя двигатель. Опасаясь, что с бомбой и одним мертвым мотором сесть не удастся, экипаж сбросил боеприпас, установив высоту его самоподрыва на 760 метров. Детонатор фугасной БЧ сработал штатно, и 45 килограмм радиоактивного урана упали в реку. Напуганным взрывом жителям района было накинуто лапши на уши сообщено о применении учебных бомб и о том, что причин для беспокойства нет. Никаких очистительных мероприятий не проводилось, а ядерный характер аварии был признан только в 80-ые годы.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

На карте

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Без вести пропавший

10 марта 1956 года над Средиземным морем бесследно исчез B-47 с двумя атомными бомбами. По плану полета самолет должен был дважды дозаправиться в воздухе, но со вторым танкером бомбардировщик так и не встретился. Широкомасштабные поиски не увенчались успехом.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

B-47 Stratojet

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Дозаправка в воздухе от поршневого танкера требовала титановых я… нервов

Тем временем внизу…

Аварии с участием атомных бомб и самолетов происходили и на земле. 27 июля 1956 года на авиабазе Лейкенхит в Англии B-47 во время посадки выкатился за пределы полосы и врезался в склад, на котором лежали три атомные бомбы Mk-6. Кто разместил склад с вооружением на одной линии с ВПП – неизвестно, но аварийно-спасательная команда аэродрома смогла потушить пожар до того, как бомбы получили повреждения. Никто, кроме экипажа бомбардировщика, не погиб.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Авиабаза Лейкенхит в наши дни.

«Бурёнку жалко»

22 мая 1957 года недалеко от авиабазы «Киртлэнд» в Нью-Мехико из заходящего на посадку B-36 выпала водородная бомба Mark 17, упавшая всего в 500 метрах от склада ядерного оружия «Сандия». Из-за чего это произошло – власти скрывают неизвестно. При ударе о землю сдетонировала фугасная часть бомбы, но, к счастью, плутониевое ядро в ней отсутствовало, и поэтому вместо ядерного взрыва всего лишь произошло заражение территории площадью около полутора квадратных километров. А еще взрыв убил корову.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Mark 17 – самая тяжелая бомба, когда-либо стоявшая на вооружении США. 21 тонна массы и мощность 15 мегатонн в тротиловом эквиваленте

На взлете

Взлет и посадка не просто так считаются самыми опасными участками полета для любого пепелаца — в случае аварии у экипажа нет запаса времени, скорости и высоты для принятия решения и его реализации. Именно такая ситуация сложилась 11 октября 1957 года на авиабазе Хомстед во Флориде — сразу после взлета у B-47 взорвалась одна из шин шасси. Этого оказалось достаточно — самолет упал в километре от края полосы, а в пожаре почти полных баков осталась лежать одна атомная бомба. Лишь спустя четыре часа, когда большая часть топлива сгорела, пожарные приступили к тушению. Уже по традиции все ограничилось взрывом фугасной боевой части.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Обычная «мирная» авиабаза.

«В желтой, жаркой Африке…»

Вот вы знаете, зачем в Западной Африке нужно ядерное оружие? Автор статьи тоже не знает. А командование стратегической авиации США — знало! 31 января 1958 года бравые американские летчики несли свою службу в Марокко, очередной B-47 выполнял имитацию взлета, когда задняя стойка шасси подломилась на скорости в 45 км/ч. По неизвестной причине на этот раз бывшая внутри атомная бомба была в боевой, а не транспортной конфигурации. От удара произошел разрыв одного из топливных баков и возгорание, пожарные, не сумев за установленные нормативами 10 минут потушить пожар рядом с бомбой, дали по газам. Огонь потух спустя 7 часов, но, хотя на сей раз обычное ВВ не взорвалось, на месте катастрофы было обнаружено радиационное загрязнение. Властям Мароко сообщили что шерифа разумеется ничего не сказали.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

На данном фото отлично видна конфигурация шасси несчастного 47ого

«Таран — оружие героев!»

Ночью 5 февраля 1958 года истребитель F-86 ВНЕЗАПНО (для своего пилота и для экипажа бомбардировщика) столкнулся с B-47, выполнявшим тренировочный полет с водородной бомбой на борту. Пилот истребителя успешно катапультировался, а командир Стратоджета полковник Ховард Ричардсон решил побороться за свой самолет. Он смог вывести его из штопора и лишь после трех неудачных попыток приземлиться запросил разрешение сбросить бомбу Mk-15 в Атлантический океан, которое было получено. Позже полковника наградили Крестом летных заслуг, а безуспешные поиски утонувшей бомбы прекратили после следующей аварии.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

F-86 Saber, один из символов Корейской войны.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Последствия столкновения

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Mark 15

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Экипаж B-47. Ховард Ричардсон – крайний слева.

«Залезь, посмотри!»

Другой случай выпадения бомбы из самолета напрямую связан с кривыми руками и ногами экипажа. 11 марта 1958 на летящем с атомной бомбой внутри B-47 загорелась лампочка-сигнал о неисправности механизма фиксатора бомбы. Штурман пошел проверить, что там сломалось, и, чтобы получше его рассмотреть, залез на спусковое устройство, приведя его в действие своим весом. Трехтонная бомба Mk-6 проломила бомболюк и полетела вниз – прямо на жилой район деревни Марс-Блафф. И хотя ядерный сердечник в ту бомбу установлен не был, взрыв фугасной части авиабомбы оставил воронку 20 метров в диаметре и 10 метров глубиной, и лишь по счастливой случайности не убил, а лишь ранил шестерых человек включая трех детей. Даже штурман смог удержаться и не выпал из самолета. Кончился этот инцидент выплатой пострадавшим денежной компенсации от руководства ВВС и извинениями от экипажа.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Ныне воронка почти заросла травой

Два пожара за один месяц

Ноябрь 1958 был откровенно неудачным для B-47. 4 ноября один бомбардировщик загорелся на взлете, из трех членов экипажа при катапультировании с высоты 500 метров один погиб. Взрыв фугасной БЧ оставил глубокую воронку, но не повредил ядерную часть. 26 ноября B-47 загорелся прямо на земле (причина либо не установлена, либо не рассекречена) — после было найдено загрязнение в пределах обломков самолета. И это вся информация, доступная в открытых источниках по этим происшествиям — Страна Свободы тоже кое-что знает о военных тайнах.

Первое столкновение

Дозаправка в воздухе не просто так считается сложной операцией – малейшая ошибка может привести к аварии или катастрофе. 15 (в других источниках 12) октября 1959 года именно во время дозаправки в воздухе B-52F столкнулся с KC-135 над Харденбергом. Пятеро из девяти членов экипажа бомбардировщика и все четверо на борту танкера погибли. Две атомные бомбы, упавшие с высоты десяти километров, были найдены без существенных повреждений.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

КС-135. Двоюродный брат Boeing-707

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

B-52 выписывает кренделя

А вот 24 января 1961 года толстый полярный лис почти наступил. В тот день под Голдсборо потерпел катастрофу B-52G – вскоре после взлета самолет стал стремительно терять топливо из-за утечки, а затем, при снижении, начал разваливаться в воздухе. Пятерым из восьми членов экипажа удалось спастись, но две бомбы выпали из самолета. У одной из них раскрылся парашют, и она опустилась на землю с минимальными повреждениями. При этом во время спуска последовательно отключились три из четырех предохранителей, приводящих бомбу в боевое положение. Ядерный взрыв, чьей мощности хватило бы на половину восточного побережья США, был остановлен простым низковольтным переключателем. Вторая бомба упала в заболоченную местность и разрушилась. В результате поисков большую часть обломков удалось извлечь, но урановый сердечник на дне болот так и не нашли, и потому их территория была выкуплена правительством и закрыта для простых людей.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Первая бомба.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Рабочие достают обломок второй бомбы.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Строительство могильника.

Спустя менее чем два месяца, 14 марта 1961 года произошел следующий инцидент. Недалеко от города Юба-Сити на высоте около 10 км у B-52 с двумя W39 сорвало одну из панелей остекления кабины летчиков. Из-за разгерметизации самолет опустился до 3000 метров, но на этой высоте существенно вырос расход топлива. “Дотянуть” до встречи с танкером или аэродрома бомбардировщик не смог, и экипаж покинул самолет. Командир катапультировался последним, предварительно отведя уже планирующий самолет от населенных районов. В этот раз защитные механизмы бомб сработали как надо, детонации и утечки не произошло. Меньше всего повезло пожарным – по пути к месту крушения они угодили в ДТП и один из них погиб.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

W39. Она же Mark 39. Первая «легкая» термоядерная бомба — меньше 3 тонн водородного счастья
Еще несколько случаев потери авиационного ядерного оружия, не относящихся к стратегической авиации

Вез, вез, да не довез

Douglas C-124 Globemaster II стал первым транспортным самолетом в мире, способным перевозить танки целиком. Но помимо танков, пехоты и прочего металлолома он так же перевозил атомные бомбы, благодаря чему стал трехкратным героем этой статьи.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

C-124 брутален и невозмутим.

28 июля 1957 в небе над Атлантикой два из четырех поршневых R-4360 по 3800 лошадей каждый потеряли мощность. Удержать загруженный самолет в воздухе на оставшихся двух было невозможно, и экипаж поочередно выбросил две из трех перевозимых бомб в море. Взрывов на поверхности не наблюдалось, однако найти оружие на дне удалось. Сам самолет смог благополучно совершить аварийную посадку.

6 июля 1959 года C-124 разбился на взлете. Находившаяся внутри бомба, хоть и не взорвалась, получила в пожаре необратимые повреждения и была списана.

И, наконец, 11 октября 1965 года С-124 сгорел во время заправки на аэродроме. Уже загруженные в самолет несколько ядерных сердечников были повреждены огнем, однако утечка радиации была минимальной.

Не та кнопка

Помимо «стратегического» ядерного оружия, созданного для уничтожения городов, в США (да и не только) была создана целая серия тактических термоядерных бомб, которые мог применять почти любой самолет (их носителем в том числе был F-104…). Одна такая бомба, вместе с тремя подвесными топливными баками были установлены на стоявший на земле F-100 18 января 1959, когда во время учебной тревоги после нажатия кнопки стартера ПТБ были сброшены и загорелись. Аварийно-спасательной команде удалось за 7 минут потушить пожар, предотвратив разрушение оружия.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

North American F-100 Super Sabre.

В морской авиации

Куда только не стремились запихнуть ядерную БЧ в пятидесятые годы — в снаряды, торпеды, пули для калаша, неуправляемые и управляемые ракеты воздух-воздух и даже глубинные бомбы. С одной такой Mk.90 «Betty» на борту 25 сентября 1959 в заливе Пьюджет разбился P-5M Marlin. Неизвестно, сколько подводных рыб потопила эта бомба — найти ее так и не смогли, а меньше чем через год и вовсе сняли с вооружения за избыточную мощность и прочие недостатки.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

P-5M Marlin

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Mk.90 «Betty». За 5 лет было выпущено около 250 таких бомб.

Возвращаясь из Вьетнама

Следующая катастрофа случилась с самолетом Douglas A-4 Skyhawk. 5 декабря 1965 года с водородной B43 на пилоне A-4 поднимался на палубу авианосца “Тикондерога”, шедшего из Вьетнама в Японию… И скатился с лифта авианосца в море. Ни летчик, находившийся в кабине, ни самолет, ни бомба так и не были найдены. Японии о том, что менее чем в 100 километрах от ее берега лежит потенциальный источник радиационного заражения, сообщили лишь в 1989 году.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Собственно Скайхок

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

B43. Весит такая бомбочка около тонны.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Лифт авианосца, аналогичный тому, с которого скатился самолет

Итак, за 1950-1961 в ВВС США произошел 21 инцидент, с повреждением/потерей ядерного оружия и всеми сопутствующими рисками. Но что изменилось за это время?

Во-первых, в 1959 были приняты на вооружение, а к 1961 стали относительно массовыми первые межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) США SM-65 Atlas и серия ПЛАРБ (подводных лодок с аналогичными ракетами) «Джордж Вашингтон». Во-вторых, в 1959 была построена, а в 1961 вступила в строй BMEWS — система раннего предупреждения о ракетном ударе, т.е. вероятность внезапной атаки по США была значительно снижена. А знаете, что еще произошло в 1961 году? Была начата операция «Хромированный купол» — развернуто несколько полков стратегических бомбардировщиков B-52, часть из которых постоянно находилась в воздухе с полной боевой загрузкой!

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Автором этого плана был никто иной как Томас Пауэр, главком стратегической авиации и последний генерал ВВС США без высшего образования. Желающие могут найти информацию о его своевольном поведении во время Карибского кризиса.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Чем был оправдан доказанный за прошедшее десятилетие риск новых аварий с ядерным оружием? «Сокращением времени готовности для нанесения ответного удара» и «Гарантия выживания хотя бы части бомбардировщиков после первого вражеского удара по аэродромам». То есть стратегия «Хромированного купола» игнорировала существование BMEWS, заранее оповещавшей о «первом ударе» и дававшей запас времени на подготовку и взлет целых полков, игнорировала существование МБР морского и шахтного базирования, которые даже в случае уничтожения бомбардировщиков на аэродромах нанесут ответный удар и игнорировала тот факт, что «всегда находящиеся в воздухе» одиночки имеют околонулевые шансы прорваться через ПВО СССР. Но в конце концов генерал Пауэр смог пролоббировать свой план, и «Хромированный купол» начался 5 июня 1961 года.

В полете немного потрясет…

13 января 1964 года бомбардировщик B-52D, выполнявший патрульный полет над “Дикой горой” попал в зону сильной турбулентности, которая оторвала ему вертикальный стабилизатор. Поняв, что спасти неуправляемый самолет невозможно, экипаж покинул его. Две термоядерные бомбы, упавшие вместе с самолетом, были, ко всеобщему удивлению, найдены практически неповрежденными. Экипажу повезло меньше — из пяти человек двое умерло от переохлаждения и еще один, не имевший катапультного кресла, не смог выбраться из самолета.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

За 3 дня до катастрофы на испытаниях другого B-52 в аналогичных условиях в Нью-Мехико случился такой же отрыв киля.

Танцы на льду

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик B-58 Hustler мог нести пять термоядерных бомб и разгоняться до 2124 км/ч, но не мог гонять по обледеневшей полосе. 8 декабря 1964 года во время учебной тревоги один такой Хастлер слишком сильно разогнался и попал под реактивную струю ведущего. В результате самолет выскользнул с полосы, левая стойка шасси сломалась, а сам бомбардировщик загорелся. Один из трех членов экипажа погиб, все пять бомб были повреждены и дали утечку.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Мини-Валькирия

Над солнечной Испанией

17 января 1966 года в небе над Паломаресом в Испании, как и 7 лет назад над Хардинсбергом, столкнулись B-52G и KC-135. Оператор заправочной штанги, который должен корректировать сближение, по неизвестной причине не сообщил экипажу Боинга о их ошибочном движении. В результате штанга танкера ударила в верхнюю часть фюзеляжа B-52. От удара разрушился лонжерон и левая плоскость бомбардировщика отвалилась, а вспыхнувший огонь распространился по заправочной штанге и, достигнув KC-135, вызвал взрыв. Экипаж танкера, 4 человека, погиб мгновенно, а из 7 человек, находившихся на B-52 спастись смогли четверо. Обломки двух самолетов упали на Паломерас, к счастью, не убив никого на земле.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Что планировалось

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Что получилось

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Рабочее место виновника (современное фото).

И вот тут самое время вспомнить, в рамках какой операции проходил этот полет. На борту B-52 находилось 4 термоядерных бомбы B28, упавших вместе с самолетом. У первой штатно раскрылся парашют, и она опустилась в устье реки, не разрушившись. У еще двух – нет, они рухнули на землю на скорости почти в 300 км/ч. Разумеется, от удара произошел взрыв обычного ВВ, что привело к утечке радиоактивных материалов. Были начаты широкомасштабные работы по очистке и ликвидации загрязнения. Однако повторные замеры местности в 2004 и 2006 году вновь обнаружили повышенный радиационный фон – по всей видимости, часть зараженных обломков до сих пор находится в земле.

Четвертая бомба спустилась на парашюте в море. Спустя 3 месяца поисков бомба была поднята с глубины 800 метров и обезврежена. Работы по подъему сопровождались несколькими авариями, а один из водолазов от полученных травм стал инвалидом.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Лежит на земле

Скрыть этот инцидент было невозможно, и потому он имел последствия. Испания закрыла свое воздушное пространство для самолётов со стратегическим оружием, а министр обороны США Роберт Макнамара начал настаивать на полном закрытии бессмысленной программы. Его предложение было встречено в штыки в руководстве стратегической авиации и конгрессе, и потому программа была лишь сокращена. Для ее закрытия потребовалась ещё одна катастрофа.

За полярным кругом

Туле. Самая северная авиабаза ВВС США. Здесь после сокращения программы “Хромированный Купол” продолжились полеты бомбардировщиков с подвешенным стратегическим вооружением. 21 января 1968 в очередной такой полет отправился B-52 с 4 термоядерными B28 в бомбовом отсеке и семью членами экипажа вместо штатных пяти.

Именно из-за одного из двух “запасных” людей на борту и случилась катастрофа. Третий пилот, майор Альфред д’Амарио, перед вылетом положил на вентиляционное отверстие системы отопления(под сиденьем штурмана-инструктора на нижней палубе) три подушки из обтянутого тканью поролона(и еще одну после вылета). Спустя некоторое время д’Амарио сменил второго пилота, ушедшего на отдых, и, решив, что в кабине холодно, включил дополнительное отопление. Пущенный по вентиляции горячий воздух из воздушного тракта двигателей попал на оставленные в салоне подушки и воспламенил их.

Штурман со второго раза обнаружил очаг возгорания, но погасить его силами экипажа не удалось. Огнетушители были израсходованы, электроснабжение отключилось, задымление нарастало. Командир корабля смог дотянуть до авиабазы и над ней приказал экипажу покинуть самолет. Всем, кроме ушедшего на отдых второго пилота, это удалось – он выбраться не смог. Вскоре потерявший управление бомбардировщик рухнул на лед примерно в 11 километрах от ВПП. Помимо разрушения бомб и разлета радиоактивных элементов из-за взрыва фугасной БЧ произошло воспламенение топлива. Огонь расплавил лед и большая часть обломков ушла под воду.

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Авиабаза Туле сегодня

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Почерневший от разлива топлива лед. Место падения самолета – вверху. Аэрофотосъемка

Аварии и катастрофы самолетов ВВС США с ядерным оружием

Погрузка зараженного льда в цистерны

Работы по поиску обломков, а так же по очистке и дезактивации местности были начаты немедленно. Операция “Crested Ice” продолжалась до 13 сентября, и за это время было собрано и вывезено 6700 кубических метров зараженного снега и льда. Обследование дна с помощью глубоководных аппаратов позволило обнаружить и поднять обломки трех бомб – но четвертая так и не была обнаружена. К слову, датчане о истинной цели этих поисков проинформированы не были. Информация о заражении местности была рассекречена лишь в 1995 году.

Лишь после этой катастрофы Макнамара добился полного запрета на полеты самолетов с ядерным оружием. Лишь после этой катастрофы (не после Паломареса и Голдсберо!) были начаты НИОКР по повышению безопасности ядерного оружия, которые в конце концов привели к созданию низкочувствительной бризантной взрывчатки и ряда других защитных механизмов.

Какие выводы можно сделать из всех этих случаев, общей продолжительностью в 18 лет? Да самые общие. Невозможно застраховаться от всего и сразу, высокая должность не гарантирует столь же высокий интеллект, а после достаточно крупного происшествия научно-технический прогресс заметно ускоряется. Нам же остается надеяться, что атомные бомбы и другое стратегическое вооружение никогда не будет массово приведено в боевое положение и отправлено по назначению.

Автор: Трифон Дубогрызов
Взято с habr.com

Просмотров: 2

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru