МИ-26. ЧАЭС

В 1986 году недюжинные способности Ми-26 были привлечены для ликвидации Чернобыльской катастрофы. Эскадрилья тяжелых транспортных вертолетов из Торжка был поднята по тревоге 27 апреля и переброшена на черниговский аэродром. А уже 28 апреля первые машины приступили к блокированию пылающего блока атомной электростанции. 2 мая в зону радиационного поражения прибыло еще одно пополнение Ми-26 из Новополоцка. Кабины вертолетов оснащались импровизированной свинцовой защитой, а транспортный отсек оборудовали емкостями для выброса за борт специальной клейкой жидкости для связывания радиоактивной пыли на земле. Также с Ми-26 сбрасывали на реактор песок и свинец. В первые часы работы основной тактикой были одиночные вылеты вертолетов, которые позже сменились «каруселью» из нескольких машин. Ми-26 подполковника Н. А. Мезенцева был занят на особой миссии – видеосъемке пышущего радиацией реактора, отчего винтокрылая машина подолгу находилась в воздухе над зоной поражения.

С клейкой жидкостью, которую тяжеловозы сливали на окрестности рабочей зоны, случилась неприятная история. Фюзеляж Ми-26 был во многих местах буквально залеплен этой «патокой», и радиоактивная пыль, поднимаемая несущим винтом на малой высоте полета, прочно оседала на вертолете. Это, естественно, добавляло дозу радиации для экипажей и обслуживающего персонала. Ми-26 – это дорогой агрегат, и руководство делало многое для спасения изрядно «фонящих» вертолетов. На заводе в Ростове-на-Дону в попытке дезактивировать технику рабочие деревянными лопатками отскребали засохшую корку с днища фюзеляжа. Стоит ли говорить, что заводчане трудились без соответствующей защитной экипировки? Уровень радиоактивного излучения, в 1,8 раза превышающий пороговый (это после дезактивации!), считался нормой, и машина продолжала нести службу. Захоронить Ми-26 военных заставляло только десятикратное превышение безопасного уровня радиации.

МИ-26. ЧАЭС

МИ-26. ЧАЭС

МИ-26. ЧАЭС

МИ-26. ЧАЭС

МИ-26. ЧАЭС

Работали в Чернобыльской зоне поражения на Ми-26 и летчики-испытатели. Так, Г. Р. Карапетян и А. Д. Грищенко были заняты на отработке установки на жерло реактора куполообразной крышки массой 15 тонн. Доставить огромную крышку планировались на внешнем подвесе вертолета, и летчики совершили 30 предварительных испытаний на макетах, повторяющих развороченный реактор. После проведения полного цикла испытаний летчики-испытатели отбыли на отдых из зоны поражения, и тут последовал приказ о начале операции. В распоряжении оказались только строевые пилоты, которые не смогли учесть всех факторов полета и разбили крышку. Больше всех из испытателей в зоне поражения работал Анатолий Демьянович Грищенко – он руководил установкой 20-тонных спецфильтров на уцелевшие энергоблоки и обучал «боевые» экипажи тонкостям работы с удлинённой внешней подвеской. Тросы стандартной длины было нельзя использовать, так как чрезвычайно мощный несущий винт поднимал тучи пыли даже с обработанный клейким раствором земли. Все это закончилось для Анатолия Грищенко трагически – он скончался в 1990 году от лейкоза. Звание Героя России присвоили посмертно…

МИ-26. ЧАЭС

На фото – могила Героя России Анатолия Демьяновича Геращенко

Подвиг вертолетчиков в Чернобыле стал событием не только государственного, но и мирового масштаба.

«Американское вертолетное общество присуждает данную награду летчикам, участвовавшим в начальных вертолетных операциях по ликвидации аварии ядерного реактора в Чернобыле, в знак признания продемонстрированного ими мужества и самообладания».

Это пояснительный текст награды Американского вертолетного общества имени капитана Уильяма Дж. Косслера, которую вручили 6 мая 1991 года полковникам Н. А. Мезенцеву, Е. И. Мещерякову, подполковникам С. В. Кузнецову, А. А. Муржухину, В. А. Прасолову, Н. И. Шевердину и майору В. А. Куликову из Центра боевого применения и переучивания летного состава в Торжке. Ми-26 стали отличными инструментами в той борьбе с невидимым врагом.

Источник – topwar.ru

Просмотров: 0

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru