Останов энергоблоков

Останов энергоблоков

Способы останова энергоблока зависят от вызывающих их причин и условий последующей работы.

При плановом снижении нагрузки в энергосистеме (провалах в потреблении электроэнергии) останов отдельных энергоблоков или их частичная разгрузка, вплоть до перехода на так называемый моторный режим (когда турбогенератор работает как электродвигатель, потребляя электроэнергию из электрической сети), определяется экономической целесообразностью.

При любом способе останов должен производиться с наименьшими потерями теплоты, исходя из конечного состояния охлаждения и готовности энергоблока к последующему пуску.

В зависимости от конечного теплового состояния блока различают остановы без расхолаживания оборудования и с расхолаживанием турбины, котла и паропроводов, тракта котла (прямоточного) до встроенной задвижки.

Останов без расхолаживания выполняют при выводе блока в горячий резерв и для проведения непродолжительных ремонтных работ, не связанных с тепловым состоянием блока, а с расхолаживанием – для проведения ремонтных работ повышенной продолжительности, причем полнота охлаждения зависит от вида предполагаемого ремонта.

Так как охлаждение толстостенных элементов оборудования (барабанов, корпусов турбин и др.) до безопасных температур в естественных условиях протекает медленно (от 2 до 6 сут.), останов с расхолаживанием позволяет значительно сократить простой блока в ремонте.

При останове энергоблока без расхолаживания стремятся максимально сохранить аккумулированную оборудованием теплоту. Для этого после вентиляции топки и газоходов уплотняют газовоздушный тракт, закрывая шиберы и направляющие аппараты дутьевых вентиляторов и дымососов и газовые задвижки.

Высокие температуры острого и промежуточного пара стараются сохранить до полного останова блока. Если предполагается кратковременный останов, пароперегреватели можно не обеспаривать.

При необходимости обеспаривания основного пароперегревателя и поддержания требуемого давления пар сбрасывают через ПСБУ.

В последнее время все чаще применяют следующую схему останова энергоблока в горячий резерв: разгрузку на рабочем питательном насосе до мощности 0,5Nном; останов котла и после снижения нагрузки турбины до 0,3Nном останов ее при сохранении в тракте ,котла давления, близкого к номинальному.

Такая схема позволяет исключить переход с основных насосов на резервные (с питательного турбонасоса на электронасос) и с рабочего топлива — на резервное.

При останове энергоблока с расхолаживанием турбины на нагруз-ках, соответствующих пропускной способности растопочного узла прямоточного котла, переходят на сепараторный режим и далее, руководствуясь графиком-заданием, снижают давление, температуру свежего и промежуточного пара и нагрузку блока до предельно устойчивой. При дальнейшем снижении нагрузки переходят на резервное топливо (газ, мазут). На нагрузках 0,5Nном переходят на резервные питательные электронасосы.

Температуру острого пара в процессе разгрузки регулируют пусковыми и основными впрысками. При снижении нагрузки от 0,3Nном до минимальных значений (0,05— 0,07) Nном постепенно прикрывают регулирующие клапаны турбины, включая ПСБУ.

Изменяя степень пропуска пара в конденсатор через ПСБУ, поддерживают рекомендуемое инструкцией давление острого пара. После выдержки блока на минимальной нагрузке (до стаби-лизации теплового состояния турбины) останавливают все оборудование.

При останове энергоблока с расхолаживанием котла и паропроводов разгрузку ведут до расходов, соответствующих пропускной способности ПСБУ, затем отключают турбину с перепуском пара через ПСБУ в конденсатор. Постепенно уменьшая тепловыделение в топке, снижают температуру пара до насыщения (давление сохраняют постоянным), закрывают встроенную задвижку и охлаждают пароперегреватель и паропроводы насыщенным паром, температуру которого снижают, уменьшая давление за задвижкой.

При температуре среды за котлом 300—320°С полностью открывают регулирующие клапаны дренажей перед главной паровой задвижкой, увеличивают расход воды, открывают шиберы на газовоздушном тракте и, включив тягодутьевые машины, полностью расхолаживают котел.

При расхолаживании тракта до встроенной задвижки после снижения нагрузки и останова котла закрывают задвижки и дроссельный клапан на линии к пароперегревателю, подают воду, включают регулятор давления перед встроенной задвижкой и, воздействуя на дроссельные задвижки на входе во встроенный сепаратор и на сбросе, постепенно понижают давление в сепараторе. Включением тягодутьевых машин и постоянной прокачкой воды охлаждают тракт до встроенной задвижки.

При останове блоков с барабанными котлами ограничивающими условиями являются разность температур верхней и нижней частей барабана (40°С), скорость охлаждения его стенок (менее 1,5°С/мин) и др.

В таких энергоблоках после останова не разрешаются длительная вентиляция газовоздушного тракта (более 5—10 мин), спуск воды из остановленного котла при давлении, большем атмосферного, и интенсификация охлаждения котла подпиткой и дренированием воды, а также расхолаживание газоходов с помощью дымососов ранее, чем через 10 ч при давлении до 14 МПа (140 кгс/см2) и через 18 ч при большем давлении.

Технология аварийного останова определяется видом аварии и мо-ментом установления ее причин. Первоначально, до момента выяснения причины аварии, но не более 10 мин, останов ведут с минимально возможным расхолаживанием оборудования, (сохраняя рабочее давление и уплотнение газовоздушного тракта).

Если в течение 10 мин выявлена и устранена причина аварии, производят пуск энергоблока как из горячего резерва. Если за это время причина аварии не выявлена или обнаружена поломка оборудования, производят останов с соответствующим расхолаживанием. При останове блока в ремонт его отсоединяют от общестанционных магистралей и трубопроводов соседних блоков.

Схемы пусков и остановов блока не являются установившимися и с развитием техники совершенствуются. Учитывая многообразие вариантов пусковых схем блоков, при эксплуатации следует пользоваться инструкциями по пуску и останoву.

Останов – это состояние ядерного реактора, когда реакция деления значительно замедляется или полностью прекращается. Различные конструкции ядерных реакторов имеют разные определения того, что означает “остановка”, но обычно это означает, что реактор не производит измеримого количества электроэнергии или тепла и находится в стабильном состоянии с очень низкой реактивностью.

Пределы остановки и научные определения

Запас остановки для ядерных реакторов (то есть, когда реактор считается безопасным в состоянии остановки) обычно определяется либо в терминах реактивности, либо в долларах. Что касается реактивности, то она рассчитывается в единицах дельта-к/к, где к равно критичности реактора (по сути, насколько быстрой и контролируемой является реакция ядерного деления). Иногда она также измеряется в долларах, где один доллар равен реактору в момент критичности, затем это может быть использовано для расчета изменения реактивности, необходимого для остановки или запуска реактора.

Запас остановки для каждого реактора может относиться либо к запасу, на который реактор находится в докритическом состоянии, когда все его управляющие стержни вставлены, либо к запасу, на который реактор будет остановлен в случае аварийной остановки. Этот запас должен быть тщательно рассмотрен для каждого реактора и конструкции реактора, чтобы гарантировать, что он остается в пределах технических характеристик и ограничений реактора.

Нейтронное отравление

Реактор может быть непреднамеренно “остановлен” из-за избытка нейтронных ядов в корпусе реактора. Нейтронные яды – это химические побочные продукты ядерной реакции, которые поглощают нейтроны, снижая реакционную способность реактора и потенциально останавливая реакцию, если накапливается достаточное количество ядов. Примером этого может служить Чернобыльская катастрофа 1984 года, когда реактор № 4 пострадал от серьезного отравления ксеноном-132, что привело к нестабильному состоянию реактора, что впоследствии привело к аварии. Хотя нейтронное отравление само по себе не считается остановкой, оно часто требует остановки реактора на время удаления ядов из системы, поскольку они могут дестабилизировать реактор и привести к его непредсказуемому поведению.

Некоторые реакторы, такие как конструкция реактора CANDU (где это называется EPIS, или Система аварийного впрыска ядовитых веществ), используют это явление как часть процедуры вывода из эксплуатации. Когда происходит сбой, в реактор вводятся нейтронные яды, чтобы немедленно снизить реактивность реактора, одновременно или немного раньше других механизмов остановки, таких как управляющие стержни.

Холодная остановка

Разница между нормальной остановкой и холодной остановкой заключается, по сути, в том, что топливо полностью или почти полностью остыло, и реакция протекает очень слабj. При типичной остановке по-прежнему требуется постоянный уровень охлаждающей жидкости, а топливо остается достаточно горячим, поскольку оно продолжает реагировать. При холодной остановке система охлаждения обычно опускается, чтобы перекачивать воду при атмосферном давлении, а корпус реактора остается ниже 93 °C (200 °F), и вода, проходящая через него, не будет кипеть.

Холодная остановка обычно используется, когда операторам необходимо получить доступ к корпусу реактора для технического обслуживания, пополнения топлива или когда реактор получил какие-либо повреждения, требующие ремонта. Когда реактор находится в режиме холодной остановки, топливные и управляющие стержни могут быть безопасно извлечены и заменены, а также может быть выполнено техническое обслуживание. Однако, как только реактор переходит в режим холодной остановки, для возобновления реакции требуется больше времени и энергии, чем если бы он был горячим.

Просмотров: 0

 

Оставьте комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru