. Припять. Мозаика Литовченко | ЯСталкер

Припять. Мозаика Литовченко

Rate this post

Уникальный фотоальбом с работами Ивана Семеновича Литовченко, советского и украинского художника-монументалиста, украсившего Припять в годы ее расцвета своими мозаичными шедеврами, известными всякому, кто интересовался городом и его историей. Книга передана для публикации Натальей Ивановной Литовченко, дочерью художника.

Припять. Мозаика Литовченко

Иван Семёнович Литовченко (1921—1996) — украинский советский художник декоративного и монументального искусства. Заслуженный деятель искусств Украины. Лауреат Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко, действительный член Академии архитектуры Украины.

Талант Литовченко-монументалиста в 70-х гг. служил идее образно-пластической организации городской среды, ярко воплощенной мастером в монументальном ансамбле в Припяти на Чернобыльской АЭС — в городе, вот уже двадцать девять лет трагически недоступном для его жителей — тех, кому предназначались выношенные и выстраданные годами творения И. Литовченко: скульптурно-мозаический рельеф-панно «Музыка» на фасаде музыкальной школы (1976), скульптурно-декоративная композиция «Энергия» (1977), три панно на центральной улице города — «До світла», «Світанок», «Творення» (1978—1982).

Припятский ансамбль мозаик можно рассматривать как своеобразную «модель» представлений И. Литовченко о задачах монументального творчества, как программное выражение его концепции синтеза искусств. Литовченко проявил себя великолепным мастером оркестровки монументальных образов в многофигурных композициях панно, каждое из которых несло свои особые пространственно-организационные функции в городской среде.

Последовательно решая «средовые» задачи совместно с главным архитектором города Г.Оловянниковым, И. Литовченко неизменно пытался строить, «режиссировать», создавать духовное пространство обитания людей.

Тогда, в 70-х, Литовченко поражал невероятной твердостью характера. Его прямолинейность, категоричность суждений, непримиримость к компромиссам и дилетантизму в искусстве множили недругов. Те мстили наветами и клеветой, что в конце концов в 1978 г. — уже после создания Иваном Литовченко абстрактно-декоративного панно «Музыка», шедевра, опередившего десятилетия и ставшего классикой украинского искусства, — привело к неожиданному приостановлению работы в Припяти.

После четырех с лишним лет вынужденного перерыва в работе над припятскими рельефами Литовченко принципиально отказывается от помощи исполнителей и работает над своими мозаиками-колоссами практически самостоятельно.

Припять. Мозаика Литовченко

Фрагмент интервью Н.И. Литовченко:

— Судьба работ Вашего отца в Припяти печальна: они разрушаются под дождем, зарастают кустарниками, хотя зону достаточно часто посещают туристы.

— Перевозить их нельзя, но идет речь о том, чтобы их законсервировать в том виде, в котором они есть. А относительно туристов, то кое-кто из них даже забирает с собой кусочки радиоактивной смальты, которую отец использовал в своих работах. Он применял металл на освещенных частях композиции, а в теневых — смальту. И композиции “Музыка”, “Энергия” изменялись в зависимости от освещения, жили, играли цветами. Эти композиции созданы задолго до аварии, но отец был у реактора, видел, что происходило на станции, и потому у него было предчувствие, что все это грандиозное и страшное может нехорошо окончиться. Все это отображено во многих его композициях.

Припять. Мозаика Литовченко

Выражаем огромную признательность Наталье Ивановне Литовченко, припятчанам Станиславу Васильевичу Константинову, Виктору Васильевичу Петрову, Владимиру Александровичу Литовченко за предоставленные материалы и неоценимую помощь в подготовке публикации.

СКАЧАТЬ АЛЬБОМ МОЖНО ПО ССЫЛКЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru