Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Каждый слышал про Большой Адронный Коллайдер в Европе. Но немного людей знают, что такой планировался и у нас. Коллайдер советские ученые начали строить за 20 лет до этого в маленьком поселке около Москвы.

В начале 80-х годов прошлого столетия, мы и слова такого «коллайдер» не знали, а город Протвино был просто посёлком, Серпуховского района, Московской области. Тогда же, на уровне ЦК КПСС было принято решение о строительстве на базе Серпуховского (позже Протвинского) синхрофазотрона, для расширения научно-технической базы расположенного там Института Физики Высоких Энергий (ИФВЭ).

К 1993 году были практически закончены подземные работы для первой очереди запуска Ускорительно Накопительного Комплекса (УНК). В общей сложности было пройдено около 50 километров горных выработок различного диаметра, построено около 30 стволов, в готовых подземных выработках начался монтаж коммуникаций и оборудования УНК. Одновременно на поверхности было капитально оборудовано более 20 промышленных площадок с многоэтажными производственными зданиями, к которым были проложены трассы водоснабжения, отопления, сжатого воздуха, высоковольтные линии электропередач, начало поступать заказанное ранее изготовленное уникальное оборудование…

Происходящие тогда демократические преобразования в СССР безусловно сыграли положительную роль в строительстве УНК. Разрушение «железного занавеса» дало возможность закупать за рубежом современное горно – проходческое оборудование, а нашим специалистам обучаться там работать на нём. При строительстве стволов применялась технология, используемая при строительстве шахтных стволов для ракет, что раньше было абсолютно секретным. Но последующий развал СССР начал, а затем переход России на рыночную экономику «завершил» строительство УНК. Финансировать строительство стало просто некому. В те времена глобальных перемен было не до науки…

В настоящее время наземные сооружения почти все разрушены, финансирование производится только на поддержание и охрану подземных выработок – разрушение их может привести к экологической катастрофе.

…Если набрать в поисковой системе фразу “Необычные места в Подмосковье”, то одна из ссылок приведет Вас на страницу “Заброшенный тоннель секретных физиков”. Описание краткое: Симферопольское шоссе, 97 км, Протвино. Недостроенный ускоритель элементарных частиц – так называемый, адронный коллайдер.

В 1983 году на границе Московской и Калужской областей в городе Протвино начались работы по созданию ускорителя.

Длина тоннеля — 21 км, диаметр — 5,5 метра, как в метро. Глубина — от 20 до 60 метров. Сходство с метро дополняется и тем, что примерно через каждые полтора километра к кольцевому тоннелю ускорителя примыкают подземные залы для размещения крупногабаритного оборудования («станции»). Эти залы связаны с поверхностью вертикальными шахтами для проводки коммуникаций, транспортировки оборудования и т.д.

В 1994 году введен в строй первый участок — подземный канал длиной 2,7 км, соединяющий старый У-70 и новый УНК (ускорительно-накопительный комплекс). Старый ускоритель служил первой разгонной ступенью для сверхмощного коллайдера. В канале были смонтированы электромагнитная и вакуумная системы, аппаратура наблюдения за пучком. После настройки всех элементов канала протоны с энергией 70 ГэВ пролетели по проектной траектории вплоть до будущей точки ввода в подземное кольцо УНК. После завершения проходки основного тоннеля работы по созданию ускорительного комплекса были полностью остановлены из-за нехватки средств…

Дороги оставляют желать лучшего – почти все выложены из неровно состыкованных бетонных плит и выглядят таким образом:

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Так называемая “площадка УНК”, въезд на территорию которой загорожен заржавевшим шлагбаумом:

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Тоннель не заброшен.Местами тоннель подтоплен, но воды не более 20-30см. Вода откачивается круглосуточно. В тоннеле ведутся достроечные работы (заливка пола бетоном в недостроенной части тоннеля), есть освещение и вентиляция. Есть узкоколейка и электровоз. На поддержание тоннеля в безопасности ежегодно выделяется по 20 млн. рублей на ремонтные работы, т.к. его разрушение может привести к экологической катастрофе.Официальное разрешение на спуск в “кольца” можно получить у руководства (которое находится на описанной выше площадке УНК) в рабочие дни и спустится вместе с рабочими на соседней шахте.

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Советский Адронный Коллайдер

Источник – Фото (с) svetulik2004

Просмотров: 2

 

Оставьте комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru