ЧАЭС

Аэростат над ЧАЭС

ЧАЭС

Аэростат ДКБА. Работы по возведению саркофага велись даже в ночное время. На строительстве были использованы краны Demag. Управлять ими приходилось с безопасного расстояния.

Для управления кранами на них была установлена телеаппаратура. Но с наступлением вечера камеры *слепли*. Требовалось освещение строительной площадки ОУ. Но тут возникла проблема: а куда установить осветительную аппаратуру? Ближайшие от реактора здания были высотой до 40 метров, а сам реактор возвышался на 70 метров. Соответственно освещать стройплощадку с ближайших зданий не представлялось возможным. Но решение было найдено довольно быстро.

ЧАЭС

Было решено использовать авиацию. Самолёты и вертолёты для этой цели не походили, т.к. их время пребывания над объектом было ограничено. Зато привязной аэростат для этой цели подходили по всем параметрам: время нахождения аэростата на заданной высоте было почти не ограниченно, радиация никак не влияла на аэростат. За выполнение поставленной задачи взялись специалисты Вольского воздухоплавательного испытательного центра ВВС и специалисты ДКБА (Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики). Работа им предстояла трудная т.к. никто до этого ничего подобного не делал. Привязной аэростат был установлен у южной стены энергоблока. На нём была установлена осветительная *люстра* мощностью ~40 кВт. Дальнейшая судьба аэростата — захоронение.

ЧАЭС

ЧАЭС

Аэростат, освещавший жерло чернобыльского саркофага, вмещал более двух тысяч кубометров гелия. Когда часть газа улетучивалась, *сигару* подтягивали к земле на дозаправку.

Как бы то ни было, а 22 октября со второй попытки аэростат подняли в небо. Монтажники тут же прозвали небесный светильник «люстрой». И часто зазвучали здесь команды-просьбы: «Малый поворот направо! А теперь придержи, тень откуда-то взялась» (это крановщику). И тут же по динамику в соседний бункер: «Мужики, дайте „люстру“ чуть влево. Темно там, братцы!».

ЧАЭС

Новиков прибыл на ЧАЭС в составе второй группы, на смену коллегам, которые уже хватанули изрядную долю радиации. По ходу эксплуатации аэростата случалось всякое. То светильник при подъёме о стенку грохнется, то нити троса изорвутся, то оболочка аэростата прохудится, а шлёпать на его радиоактивный бок заплатку приходилось там, где по правилам положено было «передвигаться только бегом»… Когда работы на саркофаге подошли к концу, из китового тела аэростата выпустили летучий гелий, а оболочку захоронили.

P.S: Нашёл интересный факт, в сети пишут про аэростат – Аэростат ДКБА над четвертым блоком ЧАЭС, а на деле ==== Надпись на фото не отражает истину. Правильно написать Аэростаты ВМФ (НИИ Полигон связи), разработки Долгопрудного. Аэростаты стояли на испытаниях доработок недостатков в конструкции после гос испытаний в Кулдиге (Латвия) и входили в комплект подвижных радиостанций Угорь. В Балдерай прилетели два Антея и команда во главе с капитаном 3 ранга Юрием Дубовцевым и мичманом Быковым улетела в Чернобыль. ЕЕ усилили представителями КБ Долгопрудного. У Дубовцева диагностировали рак крови. Уехал в Сибирь к брату в 1994 году.

Просмотров: 1

 

Оставьте комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru